Гипердинамический синдром лечение

25.03.2018 Выкл. Автор admin

Гипердинамический синдром лечение

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» ( hyperki netic disorder ), «гиперактивное расстройство» ( hyperactivity disorder ), «синдром дефицита внимания» ( attention deficite syndrome ), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) [ Заваденко Н . Н . и др ., 1997; Faraone S. V. , Biederman J., 1998].

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» ( F 9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» ( F 90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Far aone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

www.psychiatry.ru

Наши услуги

Новые статьи

Гипердинамический синдром

Единственные на Урале, Уникальные в России!

С июля возобновляется прием врачей- специалистов Областной больницы №7

Государственная Лицензия № 66-01-000252

Психотерапевты:

помогут решит любые проблемы в Вашей жизни, жизни Вашего ребенка, Вашей семьи!

Логопеды-дефектологи:

исправление дефектов речи, подготовка к школе.

Современные методики БОС-терапии.

При проведении процедуры биологической обратной связи используется новейшая медицинская аппаратура и технологии, процедуры ведет врач, кандидат медицинских наук.

Полезные советы и ответы на частые вопросы для детей и родителей от специалистов:
http://www.psi31.ural.ru/tips.html

ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Сегодня одними из самых распространенных жалоб со стороны родителей являются следующие:
— мой ребенок очень подвижный
— он ничему не хочет учиться, слушать, читать книги, заниматься одним делом больше 5 минут
— его практически невозможно удержать на месте
— не слушается и делает все по-своему
— его очень трудно уложить спать, а спит беспокойно
— и другие подобные

Поговорим о гиперкинетическом синдроме, что это за диагноз, откуда берутся его проявления, каковы последствия и что с этим делать?

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Как ставится понятным из вышеуказанных жалоб, дети с диагнозом гипердинамический синдром (или гиперкинетическое расстройство, или нарушение внимания и активности):

1. чрезмерно подвижны, им трудно удержаться на месте

2. неусидчивы, они не могут заниматься одним делом (читать, рисовать) больше 5 минут, а постоянно отвлекаются

3. у них нарушено активное внимание из-за чего происходит и частая смена одного вида деятельности на другой.

При этом такие дети практически не реагируют на замечания, что очень злит их родителей и воспитателей.

Важно отметить, что описанные «проблемы» возникают в разных ситуациях, т.е. не только дома, но и в детском саду, на улице, в гостях и т.д.

Также часто встречаются трудности засыпания, безрассудство в ситуациях, представляющих некоторую опасность.

Почему же эти дети ведут себя именно так.

ОТКУДА НАРУШЕНИЯ

Начало расстройств в процессе развития таких детей обычно возникает в первые 5 лет жизни. И является следствием повреждения центральной нервной системы в результате воздействия на нее различных вредных факторов во время беременности, родов и в первые 3 года жизни. Острые и хронические заболевания, перенесенные матерью во время беременности и родов, инфекции, тяжелый токсикоз (гестоз) 1 и 2 половин беременности, а также алкоголь, табакокурение и даже психологические стрессы — все это вредные факторы, приводящие к нарушению развития ребенка внутриутробно. Во время родов может произойти повреждение ЦНС в результате механической травмы или гипоксии (недостатка кислорода) по причине слабости родовой деятельности матери, неправильного прохождения ребенка через родовые пути или оперативных родов (кесарево сечение, родовспоможение). У таких детей в амбулаторных картах часто стоит диагноз ППЦНС — перинатальная энцефалопатия (повреждение центральной нервной системы), поставленный неврологом. В первые несколько лет после рождения ребенок беззащитен и легко восприимчив к неблагоприятным факторам (механические травмы, инфекции, неполноценное питание и др.). Тяжесть поражения может быть разной. Легкие нарушения могут исправиться в течение первого года, более выраженные сохраняются и затем могут появиться в виде:
— повышенной возбудимости
— нарушения активности и внимания
— легких неврологических симптомов
— нарушений речи
— трудностей обучения в школе

В трех последних случаях врачи-неврологи ставят диагноз ММД — минимальная мозговая дисфункция.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Основные проблемы возникают конечно во время школьного обучения — трудности поведения в классе, жалобы от учителей на «грязные» тетради, недовольные родители и как следствие — неуверенные в себе дети.

ПРИНЯТЬ РЕАЛЬНОСТЬ

Не нужно думать, что гипердинамический ребенок — это непослушный, ленивый ребенок, который делает все назло и очень любит подвижные игры. А если он захочет (а точнее его заставить. ), то он сосредоточится и сможет заниматься так же, как и другие дети. Это заблуждение. Повышенная подвижность, нарушения внимания у ребенка — это не признак здоровья, ил трудного характера — это проявления астении, т.е. слабости, утомляемости центральной нервной системы (церебрастенический синдром). Взрослым бывает трудно это понять, потому что мы знаем, что когда мы утомляемся, то падаем на диван и засыпаем и не любим, когда нас при этом беспокоят. Я всегда говорю родителям гипердинамического ребенка: «Представьте, что у него все наоборот, и вместо того, чтобы лечь спать, ребенок бегает по комнате, хватая одну игрушку за другой, и не реагирует на замечания».

ЧТО ДЕЛАТЬ

Самое главное — запастись большим количеством терпения. Воспитание детей — дело сложное, тем более детей с гиперкинетическим синдромом. Помните, что любовь и понимание — вот Ваши главные козыри. Не стоит требовать от Вашего ребенка того, что нравится Вам и чего он не может Вам дать.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

— Режим дня, составленный с учетом интересов Вашего ребенка и Ваших, поможет настроить его на нужный лад.

— Если Вы решили подготовить ребенка к школе, то делайте это дозировано, т.е. по несколько (до 10) минут в день, постепенно увеличивая время до 25-30 минут.

— Не заставляйте ребенка выполнять задания силой, лучше попробуйте его заинтересовать и подать занятия в игровой форме

— Не делайте ничего только потому, что «так надо». Следите за состоянием ребенка и ПОЛАГАЙТЕСЬ НА ЛИЧНУЮ ИНТУИЦИЮ в воспитательных вопросах!

ЕСЛИ БОЛЬШЕ НЕТ СИЛ

Каждый человек может нуждаться в совете, не нужно этого стыдиться, ведь существуют специалисты в области детского здоровья, психики и воспитания, которые могут помочь. Детский психиатр, психотерапевт обучается 7-8 лет прежде, чем начать работать. Вы можете обратиться на консультацию для того, чтобы:

— Узнать точно есть ли проблемы у Вашего ребенка.

— Что это — «плохое воспитание», трудный характер или заболевание?

— Если это заболевание, то какое и какие методы лечения существуют.

— Узнать прогноз заболевания.

— Обсудить свои личные проблемы, которые возможно препятствуют благоприятному семейному климату.

— Поговорить о себе, своем ребенке, семье, поделиться опасениями, обидами или радостями.

ЧТО ГАРАНТИРУЕТ ВРАЧ ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ?
1. Свое время.
2. Свое внимание.
3. Сопереживание и помощь в диагностике и лечении.

Возможно Вашему ребенку понадобится медикаментозное лечение, которое назначается только врачом. Может потребуются психокоррегирующие (исправляющие психическое состояние) занятия, а может будет достаточно разговора с Вами, обсуждения Вашей личной или семейной проблемы.

Обратитесь к специалисту и будьте уверены, что разговор останется только между Вами.

Кабинет психологической помощи «Путь к себе»: Россия, г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 63.
Телефон: (343) 251-66-02. Электронная почта: написать нам сообщение.

www.putksebe.ru

Детский психолог

Все о детской и подростковой психологии

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром — проявление минимальной мозговой дисфункции. Гипердинамический синдром выражается в дефиците внимания и гиперактивности, и диагностируется, по разным данным, у каждого 5 — 10 ребенка. У мальчиков такое расстройство встречается в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

Отчего он возникает? Мозг ребенка в пренатальный период или после рождения подвергся какому-то травматическому воздействию, из-за чего часть нервных клеток мозга не функционирует. Сразу же после травмы другие клетки мозга берут на себя функции плохо функционирующих клеток, но этот процесс занимает длительное время. Полностью компенсация заканчивается только к 14-15 годам.

До этого возраста ребенок вынужден тратить энергию и на нормальный процесс развития, и на компенсацию минимальной мозговой дисфункции. Вот почему ему труднее концентрироваться и развиваться, чем детям без гипердинамического синдрома. Чем большему количеству стрессов подвергается ребенок, тем большей нагрузке подвергается его нервная система.

Гипердинамический ребенок выделяется среди сверстников чрезмерной бестолковой подвижностью. Обычно он отличается подвижностью уже с пеленок. Его нельзя оставить на пеленальном столе, он выпутывается из пеленок. Такой ребенок может кричать всю ночь, у него наблюдаются нарушения сна.

С гипердинамическими детьми часто случаются неприятные инциденты: они отовсюду падает, роняют на себя тяжелые предметы, опрокидывают на себя горячие кастрюли. Говорить они часто начинают раньше сверстников, но произносят слова так быстро, что они никому непонятны, так как не выговаривают половину звуков.

Дети с гипердинамическим синдромом не делают выводов из своих ошибок: упав с какого-то предмета, они могут завтра снова на него залезть. Им трудно сопротивляться искушению, даже если они знают по опыту, что все это плохо для них закончится. Они часто теряются, убегают от родителей, ведомые каким-то интересом.

Они часто выглядят для взрослых эгоистичными, потому что не считаются с другими людьми, однако нужно понимать, что оценка эмоционального состояния других людей — сложная задача, и у гипердинамических детей просто не хватает на это внимания. Чтобы помочь им в этом, нужно каждый раз говорить о том, что вы чувствуете и почему.

Люди, окружающие такого ребенка, почти всегда думают, что он может измениться, если как следует постарается и возьмет себя в руки. Но это не так. Гипердинамический ребенок часто старается сделать все правильно, но у него ничего не получается. От этого его самооценка падает, отчего его трудности только усугубляются. Чем больше такого ребенка ругают, тем в большем стрессе он живет, и тем хуже у него дела.

Из-за этого ребенок может смириться со своим статусом хулигана, попасть в дурную компанию, заниматься различными проделками или принимать наркотики. Или поверить в то, что он тупой и неправильный и перестать стараться что-либо делать, начать болеть и прогуливать школу.

Существует несколько подходов к лечению гиперактивности. Одни врачи настаивают на медикаментозном лечении (обычно прописываются ноотропил, пантогам, феназепам и диазепам). Другие понимают, что лекарственная терапия недостаточно эффективна и должна быть непрерывной (как только прекращается прием препаратов, симптомы возвращаются). Еще один способ лечения — биологическая обратная связь (следя за своей электроэнцефалограммой ребенок может изменять активность своего мозга).

Детская психотерапия является одним из способов лечения гипердинамического синдрома. Психолог может помочь ребенку повысить самооценку, поверить в свои силы (отчего стресс снижается, и сил на изменение поведения остается больше), освоить недостающие навыки в общении и развиваться в своем темпе, в атмосфере принятия, а не критики.

detskiy-psycholog.ru

Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»

Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) — наиболее часто выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома до сих пор неизвестны.

Известно только, что мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения. Нервные клетки не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, нервная система ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса: возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

У девочек синдром встречается значительно реже, чем у мальчиков. На пять-шесть мальчиков с гипердинамическим синдромом — всего одна девочка.

Это дети, у которых явно имеется «шило в заднице». Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Оставить такого младенца невозможно даже на минуту. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и свалится на пол. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Активность гипердинамического младенца сокрушительна. Как только ребенок оказывается на полу, наступает новый этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений.

У гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Часто их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» — словом «силт». Все это требует длительной работы с логопедом.

Именно гипердинамические дети постоянно вертятся на уроках, отвлекаются, все роняют, теряют и забывают. На переменах именно они составляют эпицентр любой потасовки.

Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но и на своих ошибках.

При общении с гипердинамическими детьми надо знать, что все их чувства достаточно поверхностны, их эмоции лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери или неприятностей отца, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания. А с этим у гипердинамического ребенка проблемы! Поэтому лучше просто сказать такому ребенку, что именно вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете.

Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы должен осознавать по возрасту. При этом он не умеет строить глубокие дружеские отношения.

Интеллектуальные способности гипердинамического ребенка, как правило, вполне достаточные. Проблема в том, что он не может сосредоточиться. Сидеть на уроке, долго делать домашние задания он категорически не может.

С гиподинамическим синдромом могут быть связаны следующие проявления: задержка развития речи; заикание; тики; различные гиперкинезы; головные боли; нарушения сна; аллергодерматоз вне связи с каким-нибудь аллергеном; энурез; астматический бронхит; различные нарушения осанки; вегетативно-сосудистая дистония.

Для коррекции проявлений гипердинамического синдрома должен быть установлен жесткий режим дня. Регуляторные механизмы ребенка могут работать только в условиях максимальной упорядоченности. Если все идет по строго заведенному расписанию, постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса.

Не стоит пытаться усадить ребенка. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать. Именно в движении гипердинамический ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения.

Гипердинамический ребенок должен быть чем-то занят. Подойдут любые кружки, секции, студии, клубы. Если ребенок четыре раза в неделю занимается спортом, у него просто физически не останется времени, чтобы, болтаясь по улице, пристать к дурной компании. Гипердинамические дети склонны часто менять увлечения и соответствующие им кружки. Это следует принимать как должное. Главное — уберечь его от криминала, наркотиков. Риск девиантного (отклоняющегося) поведения у гипердинамических подростков в 6—8 раз выше, чем у их обычных сверстников.

Особенности гипердинамического ребенка надо учитывать при выборе профессии. Часто такие дети хотят получать профессию, которая не устраивает родителей. Но, может быть, она подходит ребенку? Ведь ясно, что бухгалтер или диспетчер из него не получится. А вот профессиональным военным, живущим по строгому распорядку и в условиях, позволяющих не сидеть на одном месте, он вполне может стать.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007.

xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai

Как воспитывать гиперактивного ребенка: синдром дефицита внимания (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это функциональная дисфункция головного мозга, представляющая собой комплекс симптомов в виде повышенной нервной возбудимости, рассеянного внимания и чрезмерной активности во время выполнения простых и\или сложных движений.

Диагноз СДВГ ставится, преимущественно, в детском возрасте и, в зависимости от преобладания того или иного симптома, различают форму:

  • Гиперактивную;
  • Дефицит внимания;
  • Смешанную.

Стоит отметить тот факт, что СДВГ очень часто встречается именно смешанного типа, а его схожесть с другими функциональными и органическими заболеваниями нервной системы затрудняет его своевременную диагностику.

Симптоматика данного расстройства неспецифична и может быть не замечена вплоть до зрелого возраста. Дети с СДВГ рассеянны, плохо концентрируются на нужных вещах, игнорируют указания взрослых, ввязываются в драки, очень много разговаривают и обладают чрезмерной эмоциональностью. Что характерно, во время проведения с таким ребенком беседы, тот часто перебивает и рассказывает лишь то, что сам считает необходимым.

По статистике — абсолютно в каждой школе на класс приходится 1-2 ученика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, причем чаще – это мальчики.

Причины СДВГ изучены недостаточно, однако прослеживается прямая связь с патологией во время беременности:

  • Внутриутробные инфекции;
  • Гипоксия плода;
  • Дефицит веса при рождении;
  • Чрезмерное употребление лекарственных препаратов, особенно в 1 триместр беременности;
  • Стремительные роды;
  • Стрессы в период вынашивания ребенка.

К другим причинам относят:

  • Наследственность;
  • Перенесенные инфекции нервной системы (менингит, энцефалит);
  • Травмы головы и черепа;
  • Дисфункция коры больших полушарий;
  • Вредные привычки;
  • Конфликтные ситуации в семье и в школе;
  • Строгое воспитание.

Основные синдромы при СДВГ

Дети, страдающие дефицитом внимания и гиперактивностью предъявляют ряд жалоб (или же взрослые сами наблюдают со стороны) на:

  • Утомляемость, слабость в мышцах, нежелание что-либо делать, головные боли по типу каски неврастеника (ощущение сдавления головы обручем в области висков), онемение или жжение в конечностях. После сна ребенок чувствует себя разбитым, не высыпается, в течение дня быстро устает, внимание становится рассеянным. Давление, как правило, пониженное. Эти жалобы представляют собой классический гипотонический синдром;
  • Неспособность усидеть на месте, повышенная двигательная активность, выраженная жестикуляция во время разговора, часто – постоянные движение ногами во время долгого сидения (синдром заячьих ног). Ребенок беспокоен, вертит в руках ручку или грызет ногти. Этот симптомокомплекс представляет собой гиперкинетический (гипердинамический) синдром.

Гиперкинетическое расстройство поведения может быть ранним признаком развития психического или неврологического заболевания, поэтому, если ребенок стал вести себя по-другому, перестал слушаться старших, появились постоянные навязчивые движения руками и ногами, то необходимо обратиться к специалистам для подтверждения диагноза.

Особенности СДВГ у взрослых

Синдром гиперактивности у взрослых также проявляется в виде рассеянности, невнимательности. Взрослые пытаются избегать общения с другими людьми, боятся нерешенных вопросов. Нарушена система приоритетов – они не знают, на кого им ровняться, и зачем они занимаются тем, чем занимаются. СДВГ у взрослых практически всегда возникает на фоне недостатка внимания в детстве. Учеба у таких людей затруднена, поэтому в высшие учебные учреждения они поступают редко, обязанности по работе выполняют неохотно, иногда и не выполняют вовсе, поэтому часто подолгу не задерживаются на одном рабочем месте. Человек постоянно забывает элементарные вещи, например, куда он положил свои ключи или закрыл ли дверь, перед тем как уйти из дома. На важные мероприятия всегда опаздывает, не обладает пунктуальностью.

Поведенческие расстройства в виде импульсивности поступков выражены довольно ярко. Настроение изменяется очень быстро, поэтому таких людей очень легко обидеть. Иногда – необоснованная агрессия вплоть до драки. Обладают низкой самооценкой, свои поступки считают неправильными, но не могут их контролировать, часто испытывают угрызения совести после конфликтных ситуаций.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Синдром дефицита внимания у детей иногда появляется еще в годовалом возрасте, когда ребенок совершает частые движения руками и ногами, сам по себе — неуклюжий, неусидчивый, невнимательный, речь развивается очень медленно, а со сверстниками испытывает трудность в общении. Из вышесказанного ясно, что на данном этапе практически невозможно понять, является ли это чертой характера или же начальными проявлениями заболевания.

У дошкольников симптоматика схожая, присоединяется драчливость, ребенок становится конфликтным даже по незначительному поводу. Тяжело обучается, потому что ему трудно сосредотачиваться на чем-то одном, его мысли заняты всем и сразу, что приводит к мании и, как следствие, маниакально-депрессивному психозу. При маниакальной фазе малыш неусидчив, очень разговорчив, охотно идет на контакт, берется сразу за несколько дел одновременно, но, как правило, редко что завершает до конца. Затем, изнеможённый от физической и умственной нагрузки, ребенок впадает в депрессию, резко замыкается в себе. Эти фазы всегда идут друг за другом и, если внимательно наблюдать за ребенком, то можно увидеть некую цикличность его поведения (2 недели – повышенная возбудимость, неделя – заторможенность и т.д.).

Частые «спутники» СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой отдельный синдром, и другие заболевания вызывать не будет. Однако наблюдения за такими детьми показывают, что помимо СДВГ у таких пациентов могут отмечаться:

  • Нарушение коммуникативной функции, несостоятельность общения, трудность при выполнении домашнего задания и нежелание подчиняться каким-либо моральным требованиям;
  • Тревожно-фобическое расстройство. У таких детей очень часто наблюдается боязнь темноты, высоты, замкнутых пространств;
  • Гипнагогические галлюцинации (сны наяву). Пациенты с СДВГ обладают хорошей фантазией, из-за чего каждодневный отход ко сну будет затруднен;
  • Депрессия. Как правило, эндогенная. Возникает спонтанно на фоне постоянных конфликтных ситуаций. Внешне ребенок кажется счастливым, однако на самом деле он находится в состоянии хронического стресса из-за неумения навыка общения с людьми;
  • Маниакально-депрессивное расстройство;
  • «Юношеский максимализм». Агрессия по отношению к людям, имеющим свое мнение. Нежелание выслушивать чужую точку зрения, стремление всегда и везде быть первым;
  • Иногда – клептомания, нанесение вреда окружающим людям или животным;
  • Синдром Туретта. Из-за постоянных жестикуляций, движений руками и ногами формируется индивидуальная «модель поведения» — движения становятся бесконтрольными, в некоторых случаях начинаются нервные тики и\или выкрикивания громких ругательств.

СДВГ или нормальное поведение?

Все мы сталкивались с жизненными трудностями и в определенный период жизни и были рассеянными, грустными, невнимательными. При хорошем настроении мы все чувствуем эйфорию, небывалый прилив сил, становимся подвижными и разговорчивыми. Так где же та тонкая грань между истинным синдромом дефицита внимания и просто обычным эмоциональным фоном?

Для постановки диагноза СДВГ недостаточно одной лишь рассеянности или активной жестикуляции во время разговора. Только психолог способен выяснить, является ли поведение ребенка просто баловством или же это заболевание, которое ему мешает. Особенно трудно диагностировать СДВГ в подростковом периоде, когда гормональная перестройка так сильно влияет на ребенка, что его иногда даже трудно узнать. Если ребенок рассеян только в школе, а дома ведет себя хорошо, самостоятельно выполняет домашние задания, помогает по дому, то ни о каком СДВГ не может быть и речи. И, то же самое, если он прилежно учится, регулярно посещает занятия, а в домашних условиях начинает вести себя иначе. Это уже говорит о дефекте воспитания, которое нужно корректировать как раз-таки для избежания возникновения СДВГ в будущем. Гиперактивность ребенка считается нормой, если это не оказывает негативного влияния как на самого малыша, так и на окружающих его людей.

Диагностика заболевания

Включает в себя наблюдение за поведением ребенка в школе и дома, по необходимости – ведение дневника, где будут отмечаться нехарактерные для него поступки в тот или иной момент жизни. Обязательно наблюдение у невролога, так как СДВГ может быть следствием заболеваний ЦНС. Также рекомендуется консультация у психиатра, который выяснит причину неадекватного поведения. Всем детям с диагнозом СДВГ должно проводиться специальное тестирование по этому заболеванию, МРТ головы, ЭЭГ, РЭГ, должен быть получен психологический портрет, обязателен сбор анамнеза у родителей на предмет выявления внутриутробной патологии плода. По необходимости проводится комплексное обследование (если не было выявлено патологии беременности) — общий анализ крови, мочи, ЭКГ и т.д. с целью уточнения – является ли диагнозом СДВГ или гиперактивность связана с проявлениями какого-либо другого заболевания.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Как говорилось ранее, СДВГ имеет неспецифическую клиническую картину, но поставить диагноз можно при условии, если у ребенка встречается большинство из нижеперечисленных симптомов:

  • Снижение памяти, внимания;
  • Ребенок часто опаздывает в школу, легко отвлекается на уроках;
  • Плохое восприятие информации. Ребенок считает большое количество информации ненужной, поэтому даже не пытается запоминать те или иные моменты;
  • Рассеянность. Часто роняет тетрадки, ручки, забывает, куда положил нужную ему вещь и т.д.;
  • Импульсивное поведение;
  • Легко отвлекается на раздражители извне, что мешает сосредоточиться как в школе, так и дома;
  • Берет много заданий для выполнения, однако не доводит их до конца;
  • Работа, требующая длительного умственного напряжения, вызывает скуку, нежелание заниматься этим дальше;
  • Внимание быстро переключается от одной детали к другой, во время разговора перескакивает с одной темы на другую;
  • Чрезмерная болтливость;
  • Неусидчивость;
  • Постоянные движения ногами и\или руками;
  • Суетливость;
  • Испытывает нетерпение к другой точке зрения;
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры;
  • Драчливость;
  • Постоянное ерзанье на стуле.

СДВГ вылечить одними таблетками не предоставляется возможным, терапия данного патологического состояния должна включать в себя посещение невролога и\или психиатра при !обязательном! наблюдении за ребенком его родителями. Малыш должен знать, что он нужен, и к его проблеме не безучастны близкие, иначе никакие лекарства не смогут его вылечить.

Медикаментозная терапия проводится Церебролизином, Пантогамом, Фенибутом. Не рекомендуется применение этих лекарственных препаратам детям до 6 лет. Диета включает в себя ограничение шоколада, дробное питание 5-6 раз в день с обязательным включением в рацион молочной продукции. Хорошие результаты дает ароматерапия, расслабляющие массажи, ЛФК, фитотерапия. План лечения пациентов с СДВГ сугубо индивидуален и назначается лечащим врачом в зависимости от тяжести заболевания, частоты его проявлений, сопутствующих патологий и многого другого. Для достижения эффекта от лечения необходимо ограничить просмотр телевизора, игры за телефоном или планшетом до часа в день. Причем за 2 часа до сна ребенок должен находиться в спокойной обстановке, рекомендуются размеренные прогулки перед сном, стакан кефира или молока. Воспитательный момент должен быть направлен на четкое распределение обязанностей по дому. (Например, мама каждый день готовит есть, папа выносит мусор, а ты будешь протирать пыль и т.д.). Небольшие домашние дела, не требующие особой физической или умственной нагрузки, благоприятно влияют на воспитание ребенка.

Что необходимо знать родителям

Если у ребенка наблюдается повышенная нервная возбудимость, непереносимость стрессов, то ему необходимо ограничить участие в состязаниях и играх, которые могут ухудшить его психическое состояние. Хороший эффект оказывает плавание, туризм, бег, катание на лыжах или коньках. Для улучшения самочувствия малыша рекомендуется минимум раз в неделю ездить куда-нибудь всей семьей (в кино, на пикник и т.д.), это благотворно повлияет на его здоровье и укрепит ваши семейные связи. При ребенке нельзя допускать ссор, ни в коем случае не прибегать к физическому насилию, если, к примеру, он принес из школы двойку. Ребенку нужно помочь разобраться с предметом, уделить ему время. Иногда дети специально прогуливает уроки или получают неудовлетворительные оценки, а все потому, что просто хотят получить родительское внимание. Если ребенок имеет СДВГ, то наказания и запреты не возымеют должного результата, так как такие дети реагируют только на позитивные эмоции (поощрение за четверть без троек и т.д.). Если вовремя заняться малышом, окружить его любовью и заботой, то синдром дефицита внимания пройдет самостоятельно даже без приема лекарственных препаратов.

opsihoze.ru

Смотрите так же:

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей грибанов аВ Комплексная помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в Институте развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Аннотация научной статьи по народному […]
  • Гиперкинетического синдрома у детей Психическое здоровье Гиперкинетический синдром - одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения. Термин […]
  • Настои и отвары при простуде Чаи, настои, отвары лекарственных трав Липовый цвет (настой). 1 ст. ложку сухих цветов липы заварить стаканом кипятка, настаивать 20 минут, процедить и пить теплым по 1-2 стакана в день. Сильное потогонное […]
  • Название прививок от гепатита в Вакцина для профилактики вирусного гепатита В (Vaccine hepatitis B) Русское название Латинское название вещества Вакцина для профилактики вирусного гепатита В Фармакологическая группа вещества Вакцина для профилактики […]
  • Чем обработать яйца от сальмонеллеза Профилактика сальмонеллеза Сальмонеллез – острое инфекционное заболевание, характеризующееся разнообразными клиническими проявлениями от бессимптомного носительства возбудителя (сальмонеллы) до тяжелейших форм […]
  • Вакцина лептоспироза 2 вариант Вакцина лептоспироза 2 вариант ИНСТРУКЦИЯ по применению вакцины поливалентной против лептоспироза животных (Организация - производитель: ФГУП "Армавирская биофабрика") I. Общие сведения 1. Международное непатентованное […]