Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей грибанов аВ

22.03.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Комплексная помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в Институте развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Грибанов А. В., Панков М. Н.

Представлены основные результаты научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Грибанов А. В., Панков М. Н.,

COMPLEX ASSISTANCE TO CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN INSTITUTE OF CHILD DEVELOPMENT

The main results of research, educational and practical activity of the Institute of Child Development of the Pomor State University named after M. V. Lomonosov concerning the problem of the attention deficit hyperactivity disorder have been presented.

Текст научной работы на тему «Комплексная помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в Институте развития ребенка»

Представлены основные результаты научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, комплексная помощь, Институт развития ребенка.

КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ В ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

© 2010 г. А. В. Грибанов, М. Н. Панков

Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Институт развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ПГУ) проблемой дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей занимается более 10 лет. Исходя из потребностей образовательной среды региона, комплексная помощь детям с этими нарушениями рассматривается нами как получение новых знаний о синдроме, подготовка и переподготовка кадров, коррекционнореабилитационная и лечебная работа с детьми, оказание консультативной помощи социальному окружению ребенка, т. е. в Институте развития ребенка параллельно развиваются научное, образовательное и практическое направления.

Поскольку СДВГ является нейробиологическим нарушением [16,

17, 18], этиология и патогенез которого носят комбинированный характер [14, 15], основными направлениями в исследовании этого нарушения сотрудниками института являются нейро- и психофизиологические методы [10]. Эти исследования, как правило, тесно связаны с планами Министерства образования и науки, Российской академии образования и администрации Архангельской области. Весьма успешно ведется грантовая деятельность, институт неоднократно становился победителем в различных конкурсах (табл. 1).

В Институте развития ребенка проводится подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров. Диссертационные работы планируются и выполняются в основном по проблеме СДВГ. Так, в результате проведенных исследований впервые выявлены возрастные особенности формирования вегетативной регуляции сердечного ритма детей с СДВГ [2]. Впервые получены данные о распределении постоянных потенциалов мозга у детей младшего школьного возраста с СДВГ и у дошкольников с низкой продуктивностью внимания, объективно подтверждено наличие у них дисфункции фронтальных отделов головного мозга, выявлена его структурно-функциональная незрелость по сравнению со сверстниками контрольных групп [11]. Выявлены характерные особенности выполнения зрительно-моторных тестов младшими школьниками-северянами, установлены параметры зрительно-моторных реакций, специфичные для когнитивной деятельности у детей при СДВГ, получены новые данные о взаимосвязи характеристик зрительно-моторных тестов с результатами нейрофизиологического исследования распределения постоянных потенциалов головного мозга у таких детей [8]. Установлены характерные особенности изменения устойчивости вертикальной позы у детей с данной патологией по сравнению с контрольной группой, получены новые данные о возрастных изменениях функции равновесия у детей 7—12 лет с СДВГ и ее реакции на функциональные пробы, наиболее выраженные изменения вертикальной устойчивости у таких детей выявлены

Грантовая деятельность Института развития ребенка Поморского государственного университета

№ Год Название темы Источник финансирования Объем финансирования (тыс. руб.)

1 2001 — 2002 Социально-физиологическая характеристика детей на начальном этапе адаптации к условиям образовательной среды на Русском Севере Грант РГНФ-регион, № 01-06-48003 а/С 120

2 2003 — 2004 Вегетативное обеспечение и мозговая гемодинамика у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Грант Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области естественных наук, № Е 02-6.0-138 180

3 2003 — 2005 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей на Архангельском Севере: психофизиологическое исследование поведенческого реагирования в стохастической и детерминированной средах Грант РГНФ-регион, № 03-06-00480а/С 240

4 2003 — 2004 Создание и развитие на базе Института развития ребенка ПГУ научно-образовательного центра «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков» Научная программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании», № 3116 125

5 2003 — 2005 Психофизиологические аспекты развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Научная программа СЗО РАО, № 52 28

6 2003 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: разработка и внедрение в практику методов экспресс-диагностики Областной грант молодых ученых, № 63-03 10

7 2004 Энергетическое состояние головного мозга у подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами на Европейском Севере Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию, грант поддержки научно-исследовательской работы аспирантов вузов, шифр А 04-2.12-853 60

8 2004- 2005 Исследование поведенческого реагирования детей в стохастической и детерминированной средах при дефиците внимания Научная программа Минобразования РФ «Университеты России», № УР 11.01.030 180

9 2005 Исследование психомоторной организации детей-северян Ведомственная научная программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобразования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, № 8356 146

10 2006 Нейрофизиологические особенности гиперактивных детей и внедрение результатов в реабилитационнокоррекционный процесс Региональный конкурс научных проектов для молодых ученых, № 03-17 10

11 2007 Разработка и внедрение комплекса диагностических и коррекционно-реабилитационных мероприятий при нарушениях психомоторной организации ребенка с поведенческими расстройствами Конкурс по приоритетным направлениям развития науки в Архангельской области, № 10-04 200

12 2007- 2009 Мозговое обеспечение стратегий адаптивного реагирования детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Грант РГНФ (основной), № 07-06-00622а 200

13 2009- 2010 Исследования мозговых проявлений поведенческого реагирования школьников с поведенческими нарушениями Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», прикладные исследования, № 2.2.3.3/438 5000

14 2009- 2010 Исследование функциональной организации мозга детей и подростков с различной половой идентичностью при нарушении внимания Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», фундаментальные исследования, № 1.1.09 400

при вертеброгенной пробе и при снижении про-приоцептивной чувствительности у детей контрольной группы [12]. Определены характерные особенности вербального и невербального интеллекта у детей с данной патологией по сравнению с контрольной группой, проявляющиеся в снижении показателей словарного запаса, речевой регуляции, слухоречевого запоминания, социальной зрелости суждений, произвольной регуляции деятельности в целом; получены новые данные о распределении уровня постоянных потенциалов головного мозга у детей при СДВГ с различным уровнем общего интеллекта, объективно подтверждено нарушение взаимоотношений интеллек-

туальных показателей и энергетического состояния головного мозга у детей с данным синдромом [6]. Выявлено, что подкрепление и детерминированные условия окружающей среды оказывают благоприятное воздействие на поведенческие механизмы гиперактивных учащихся, получены новые данные о психофизиологии выбора детей с СДВГ, изучена способность младших школьников с данным синдромом усваивать скользящую и внутреннюю взаимосвязь последовательности стимулов [7]. Установлены параметры аудиомоторных реакций у детей с низким уровнем развития произвольного внимания, выявлено увеличение моторного компонента реакций у детей

этой группы, определены особенности латентного и моторного компонентов аудиомоторных реакций у детей, имеющих повышенный уровень тревожности, показано, что повышенный уровень тревожности способствует уменьшению времени аудиомоторных реакций и увеличению количества ошибочных реакций, получены новые данные о взаимосвязи между уровнем тревожности и показателями простой и сложных аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста разного пола [9].

Результаты научных исследований по проблеме СДВГ представлены в многочисленных публикациях, в т. ч. по списку ВАК, методических рекомендациях, учебных пособиях и монографиях [1, 3—5, 10, 13].

Сотрудники института неоднократно принимали участие в конференциях различного уровня в России, Норвегии, Швеции, США, Англии, Финляндии.

В Институте развития ребенка ПГУ разработаны и внедрены в практическую образовательную деятельность программы специальных курсов «Поведенческие нарушения у детей и подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» и «Коррекционная помощь детям с СДВГ», программа повышения квалификации для специалистов образовательных и коррекционных учреждений «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера», в которых представлены как современные взгляды на вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, лечебно-коррекционных мероприятий при СДВГ, так и результаты научных исследований сотрудников института по данной проблеме и анализ значительного практического опыта оказания комплексной помощи детям с СДВГ и их семьям.

Разработанные спецкурсы включены с 2005 года в учебные планы подготовки коррекционных педагогов, педагогов начального образования, психологов и специалистов по адаптивной физической культуре. С 2007 года по заказу департамента образования и науки (сейчас Министерства образования, науки и культуры) Архангельской области проводятся курсы повышения квалификации для работников образовательных учреждений региона. В настоящий момент более 70 специалистов из образовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа получили знания о современных методах диагностики и коррекции проявлений СДВГ. Важно отметить, что курсы повышения квалификации являются и международным проектом, который реализуется совместно с норвежскими партнерами. В повышения квалификации принимают участие российские и норвежские специалисты, программа курсов разработана в соответствии с российскими и международными образовательными стандартами. Таким образом, расширяются возможности изучения зарубежного опыта в вопросах медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.

На период обучения слушатели зачисляются на курсы повышения квалификации при ПГУ и одно-

временно являются студентами университетского колледжа г. Харстад (Норвегия). По окончании курсов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера» слушатели получают свидетельство государственного образца о повышении квалификации в объеме 72 учебных часов и международный сертификат в соответствии с положениями Болонского процесса. Таким образом, Институт развития ребенка ПГУ имеет опыт успешной интеграции в международное образовательное пространство.

Обоснованность и уместность различных подходов к организации и реализации помощи детям с СДВГ

— актуальная и широко обсуждаемая проблема. Так, например, ряд исследований, проводимых в США [14], направлены на доказательство приоритетности и специфичности терапии психостимуляторами центрального действия при лечении СДВГ. При этом необоснованно занижается или отрицается эффективность психотерапии, психолого-педагогической коррекции, тренингов с использованием функционального нейробиоуправления. Не уделяется должного внимания вопросам риска формирования зависимости от психостимуляторов, которые назначают детям и подросткам с данным синдромом. Возможность использования психостимуляторов, в частности метилфенидата («Риталин»), для лечения СДВГ у детей в России была негативно воспринята как профессиональным сообществом, так и общественными организациями, что в конечном счете привело к запрету в России в 2005 году метилфенидата как психотропного препарата (Постановление Правительства РФ № 681 от 30 июня 2005 г.).

Научно-исследовательская и образовательная деятельность Института развития ребенка тесно связана с реализацией практической помощи детям с СДВГ. Залогом эффективной коррекционной и лечебной работы с гиперактивным ребенком являются и усилия специалистов различного профиля — врачей, педагогов, психологов, и использование широкого спектра медикаментозных подходов и немедикаментозных технологий, и активное участие семьи, социального окружения ребенка в достижении позитивных результатов.

Решением совместной коллегии департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области от 27 июня 2001 года и приказа ректора университета № 135/01-0Д от 5 сентября 2001 года в структуре Института развития ребенка ПГУ создан Региональный научно-практический центр помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ-центр), первый в системе образования России. Создание уникального для образования СДВГ-центра в Архангельской области является важным шагом в развитии системы психолого-медико-социальной помощи детям с СДВГ в регионе и России в целом.

В настоящее время в СДВГ-центре работают психологи, психотерапевты, психофизиологи, педиатры, врач функциональной диагностики, дефек-

толог, логопед. Выявление и обследование детей проводится как непосредственно в школах, так и в Институте развития ребенка. Все дети с СДВГ наблюдаются в центре, где проводится необходимая консультативно-диагностическая и коррекционнореабилитационная работа (рис. 1). Помощь детям с СДВГ оказывается в соответствии с международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области, Уставом ПГУ, Положением об Институте развития ребенка и Положением о центре «Содействие». Финансирование работы центра осуществляется из областного бюджета в рамках государственного контракта между ПГУ и министерством образования, науки и культуры Архангельской области, что обеспечивает бесплатность и доступность высокопрофессиональной специализированной помощи для всех детей региона.

_____________ I ________________

Заключения специалистов о характере проблемы, ее сущности и путях решения

Индивидуальная коррекционная программа

Рис. 1. Алгоритм оказания помощи детям в СДВГ-центре Института развития ребенка

В СДВГ-центр за консультативно-диагностической и коррекционной помощью обращаются родители детей по рекомендации школьных психологов и социальных педагогов, по направлению медицинских учреждений, кроме того, записываются на прием самостоятельно. Ежегодно в СДВГ-центре проходят обследование около тысячи детей (из них более 700 обращаются впервые), многим из которых проводятся различные диагностические и коррекционнореабилитационные мероприятия (рис. 2).

На прием приходят также и специалисты-педагоги, чтобы согласовать совместную работу и реабилита-

Рис. 2. Число обследованных детей в СДВГ-центре, человек

ционные мероприятия по конкретным случаям. Таким образом, общее количество консультаций, оказанных специалистами СДВГ-центра (рис. 3), значительно превышает число впервые обследованных детей. Проводится постоянная работа по созданию базы данных нормативно-правового обеспечения помощи детям с СДВГ, оказывается содействие развитию общественных и родительских организаций, помогающих решать проблемы детей с СДВГ.

Рис. 3. Количество проведенных консультаций в СДВГ-центре

Кроме консультативно-диагностической и коррекционно-реабилитационной работы в СДВГ-центре проводятся работа с семьей и социальным окружением ребенка, семейная и групповая терапия, курсы для педагогов и родителей и семинары. Только за последние годы были проведены международные семинары: «Возможности семейной терапии в коррекции поведенческих нарушений у детей с СДВГ», «Гиперактивный ребенок», «Основные направления работы СДВГ-центра», «Расстройства поведения у детей школьного возраста», «СДВГ и поведенческие нарушения у детей», «Внимание младшего школьника», «Способы отреагирования агрессии», «Психическое здоровье семьи — взаимоотношения детей и родителей».

В ближайшей перспективе — расширение сферы международного сотрудничества в рамках Университета Арктики и создание тематической сети «Дети Севера: здоровье, рост, развитие» с зарубежными, в первую очередь норвежскими, партнерами, с которыми уже достигнуты предварительные договоренности.

Таким образом, многоаспектность деятельности Института развития ребенка, его структурных подразделений, их тесное взаимодействие и взаимопроникновение, сотрудничество с другими учреждениями и ведомствами, в том числе зарубежными, заинтересованными в решении проблем детства, позволяют наиболее эффективно и полно реализовать идею о формировании в регионе системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с СДВГ.

1. Волокитина Т. В. Вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста : монография / Т. В. Волокитина, А. В. Грибанов. — Архангельск : ПГУ, 2004. — 194 с.

2. Волокитина Т. В. Вегетативный гомеостаз и ортостатическая реактивность детского организма в условиях Европейского Севера России : автореф. . дис. д-ра биол. наук / Волокитина Т. В. — Архангельск, 2002. — 39 с.

3. Волокитина Т.В. Психомоторное развитие школьников Европейского Севера России : монография / Т. В. Волокитина, О. Н. Тихонова, Е. В. Попова. — Архангельск : ПГУ, 2010. — 136 с.

4. Волокитина Т. В. Спектральная характеристика вариабельности сердечного ритма у детей 8—10 лет при умственной и физической деятельности : монография / Т. В. Волокитина, Е. Ю. Синицкая. — Архангельск : ПГУ,

5. Грибанов А. В. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ : монография / А. В. Грибанов, А. В. Канжин, Д. Н. Подоплёкин. — Архангельск : ПГУ, 2006. — 1 18 с.

6. Депутат И. С. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. . дис. канд. биол. наук / Депутат И. С. — Архангельск, 2007. — 18 с.

7. Иорданова Ю. А. Поведенческое реагирование детей 7—10 лет и его особенности при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. . дис. канд. биол. наук / Иорданова Ю. А. — Архангельск, 2007. — 18 с.

8. Канжин А. В. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. . дис. канд. биол. наук / Канжин А. В. — Архангельск, 2004.

9. Канжина Н. Н. Психофизиологическая характеристика аудиомоторных реакций у детей 7—11 лет с низким уровнем произвольного внимания и повышенной тревожностью : автореф. . дис. канд. биол. наук / Канжина Н. Н. — Архангельск, 2010. — 17 с.

10. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : монография / А. В. Грибанов (отв. ред.) [и др.]. — Архангельск : ПГУ,

11. Подоплёкин Д. Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян : автореф. . дис. канд. мед. наук / Подоплёкин Д. Н. — Архангельск, 2003. — 20 с.

12. Пушкарева И. Н. Функциональное состояние системы равновесия у детей с синдромом дефицита внимания

с гиперактивностью : автореф. . дис. канд. биол. наук / Пушкарева И. Н. — Архангельск, 2006. — 19 с.

13. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей : руководство практического психолога / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплёкин.

— М. : Академический проект, 2004. — 176 с.

14. Barkly R. A. Attention deficit hyperactivity disorder / R. A. Barkly. — N. Y. ; L. : The Guiford Press, 1998. — 628 p.

15. Brown T. E. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults / T. E. Brown. — Washington, BC ; L. : American Psychiatric Press, Inc., 2000. — 671 p.

16. Faraone S. V. Neurobiology of attention deficit/ hyperactivity disorder / S. V. Faraone, J. Biederman // Biol. Psychiatry. — 1998. — Vol. 48. — P. 951—958.

17. Finkel M. F. The evolution of the attention of the hyperactivity disorder across the hyman life spain / M. F. Finkel // The many faces of attention deficit hyperactivity disorder / K. Michelsson, S. Stanman ^ds.).— Helsinki : Acta Gyllenbergiana II, 2001.— P. 93—102.

18. Zametkin A. J. The neurobiology of attention-deficit/ hyperactivity disorder / A. J. Zametkin, W Liotta // J. Clin. Psychiatry. — 1998. — Vol. 58, N 7.— P 17—23.

COMPLEX ASSISTANCE TO CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN INSTITUTE OF CHILD DEVELOPMENT

A. V. Gribanov, М. N. Pankov

Pomor State University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk

The main results of research, educational and practical activity of the Institute of Child Development of the Pomor State University named after M. V. Lomonosov concerning the problem of the attention deficit hyperactivity disorder have been presented.

Key words: children, attention deficit hyperactivity disorder, complex assistance, Institute of Child Development.

Грибанов Анатолий Владимирович — заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, директор Института развития ребенка Поморского государственного университета

cyberleninka.ru

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Зиновьева Ольга Евгеньевна, Роговина Е. Г., Тыринова Е. А.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством, встречающимся у 5-8% детей школьного возраста. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. К основным клиническим проявлениям СДВГ относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, а также симптомы статико-локомоторной недостаточности. В обзоре рассматриваются вопросы патогенеза , диагностики и лечения СДВГ.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Зиновьева Ольга Евгеньевна, Роговина Е.Г., Тыринова Е.А.,

Attention deficit hyperactivity disorder in children

Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a common neuropsychological disorder occurring in 5-8% of school-aged children. In case of late diagnosis and lack of correction, this condition may lead to intra-family problems and formation of antisocial behavior, which largely determines the relevance of the research into ADHD. The main clinical manifestations of ADHD include attention deficit, hyperactivity and impulsivity, as well as symptoms of staticolocomotory deficiency. The pathogenesis, diagnosis, and treatment of ADHD are discussed.

Текст научной работы на тему «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей»

О.Е. Зиновьева, Е.Г. Роговина, Е.А. Тыринова

Кафедра нервных болезней и нейрохирургии ГБОУВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия 119021, Москва, ул. Россолимо, 11

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством, встречающимся у 5—8% детей школьного возраста. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. К основным клиническим проявлениям СДВГ относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, а также симптомы статико-локомоторной недостаточности. В обзоре рассматриваются вопросы патогенеза, диагностики

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью; патогенез; диагностика; лечение. Контакты: Ольга Евгеньевна Зиновьева; zinovyevaolga@yandex.ru Для ссылки: Зиновьева ОЕ, Роговина ЕГ, Тыринова ЕА. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Неврология,

нейропсихиатрия, психосоматика. 2014;(1):4—8.

Attention deficit hyperactivity disorder in children Zinov ‘eva O.E., Rogovina E.G., Tyrinova E.A.

Department of Nervous Diseases and Neurosurgery, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia Rossolimo Str., 11, Moscow, 119021, Russia

Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a common neuropsychological disorder occurring in 5-8% of school-aged children. In case of late diagnosis and lack of correction, this condition may lead to intra-family problems and formation of antisocial behavior, which largely determines the relevance of the research into ADHD. The main clinical manifestations of ADHD include attention deficit, hyperactivity and impulsivity, as well as symptoms of staticolocomotory deficiency. The pathogenesis, diagnosis, and treatment of ADHD are discussed.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder; pathogenesis; diagnosis; treatment. Contacts: Olga E. Zinovyeva; zinovyevaolga@yandex.ru Reference: Zinov’eva OE, Rogovina EG, Tyrinova EA. Attention deficit hyperactivity disorder in children. Neurology, Neuropsychiatry,

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством, встречающимся у 5—8% детей школьного возраста и сохраняющимся во взрослом возрасте в 60% случаев [1].

В 1845 г. немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка. В 1902 г. известный английский педиатр Г.Ф. Стилл подробно охарактеризовал данный синдром в цикле лекций, прочитанных им в Королевском медицинском колледже. Отмечавшиеся у детей гиперактивность, нарушения поведения и неспособность удерживать внимание при отсутствии общего отставания в психическом развитии Г.Ф. Стилл связывал с «дефектами морального контроля». Он впервые предположил, что данный симптомоком-плекс может иметь наследственную природу либо являться результатом пери- или постнатального повреждения ЦНС.

В 40-е годы ХХ в. немецкий невролог А.А. Штраусе впервые сформулировал понятие «минимальное мозговое повреждение» для обозначения непрогрессирующих рези-дуальных состояний, возникающих в результате ранних локальных повреждений ЦНС. В 60-е годы широкое распро-

странение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), который использовали применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития, подчеркивая тем самым отсутствие органических поражений головного мозга. Выявляемые в этих случаях поведенческие нарушения рассматривались как проявления нейрохимической и нейрофизиологической дисфункции структур головного мозга. Термин ММД был официально рекомендован к применению в 1962 г. на конференции по детской неврологии в Оксфорде [2].

В МКБ-10 представлены диагностические критерии ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД. Например, нарушения психологического развития: расстройства развития речи, школьных навыков, моторных функций и гиперкинетические расстройства.

Таким образом, СДВГ является одним из основных клинических вариантов ММД. В разные годы он назывался по-разному: «синдром двигательной расторможенности»,

«гипердинамический синдром», «гиперкинетический синдром детского возраста».

В России, по эпидемиологическим данным, СДВГ выявляется у 7—28% детей младшего школьного возраста [3]. Недавние исследования показали отсутствие влияния тендерного фактора на заболеваемость. Считается, что высокая частота симптомов СДВГ у мальчиков может быть обусловлена преобладанием у них гиперактивной формы СДВГ и более поздним пубертатом [4].

К основным клиническим проявлениям указанного симптомокомплекса относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, а также проявления статико-локомоторной недостаточности.

Использовавшийся ранее подход к диагностике СДВГ, разработанный американской психиатрической ассоциацией, был пересмотрен в 2013 г. Согласно руководству по диагностике и статистике психических расстройств возраст дебюта СДВГ увеличен до 12 лет. Для установления диагноза СДВГ у детей необходимо наличие не менее 6 симптомов нарушения внимания и/или гиперактивности/импульсивности, стабильно сохраняющихся на протяжении полугода. Следует подчеркнуть, что в течение 6 мес симптоматика должна присутствовать как минимум в двух сферах деятельности ребенка, например в школе и дома, и вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию. Для подтверждения диагноза у пациентов старше 17 лет достаточно 5 симптомов СДВГ [5].

В соответствии с МКБ-10 для диагностики СДВГ должны быть подтверждены не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 — гиперактивности, хотя бы 1 — импульсивности.

В настоящее время выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от клинических проявлений:

— комбинированная форма, сочетающая в себе дефицит внимания и гиперактивность;

— СДВГ с преобладанием нарушения внимания;

— СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности [5].

На основе критериев диагностики СДВГ составлены различные шкалы и опросники. Для оценки особенностей поведения ребенка в школе и дома обычно используется краткая шкала Коннерса (в двух вариантах — для родителей и учителей), которая применяется в широком возрастном диапазоне от 3 до 17 лет. Опросник был адаптирован и опробован в 1992 г. в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и в настоящее время используется в российских школах [6]. Возможно применение и опросника Ван-дербильта, включающего версию для заполнения учителем и версию для родителей. Его особенность состоит в наличии дополнительных вопросов, оценивающих тревожно-депрессивную симптоматику и социальную адаптацию [7].

Стандартное психологическое обследование детей с СДВГ проводится с использованием методики Д. Векслера для оценки общего уровня интеллектуального развития ребенка, нейропсихологической методики «Лурия-90», исследования сферы внимания с помощью корректурной пробы, теста Струпа, субтеста «кодирование» из методики Д. Векслера [2].

При нейропсихологическом исследовании у детей с СДВГ были выявлены низкие показатели концентрации и устойчивости внимания, повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями; резкие перепады

в скорости выполнения тестов, нарастание числа ошибок, что свидетельствует о повышенной утомляемости и исто-щаемости нервных процессов, недостаточном контроле. Развитие наглядно-образного мышления у гиперактивных детей было ниже нормы, а в уровне развития словесно-логического и теоретического мышления достоверных различий с контрольной группой не обнаружено. При оценке эмоциональной сферы было показано, что для детей с СДВГ характерны повышенный уровень тревожности и агрессии, реактивность и эмоциональная неустойчивость. При исследовании произвольных движений у детей с СДВГ не отмечено значительного отставания в развитии реципрокной координации рук, динамического и пространственного праксиса. У детей с СДВГ чаще встречались нарушения тонкой моторики [8].

Этиология и патогенез СДВГ сложны и остаются недостаточно изученными. Выделяют две основные группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические и генетические.

Пренатальные и перинатальные патологические факторы составляют основу «раннего органического поражения ЦНС». Вторая половина беременности, роды и первые 20 нед неонатального периода характеризуются наиболее активным созреванием головного мозга. Этот же период является критическим, вследствие того что структуры ЦНС становятся наиболее чувствительными к воздействию повреждающих факторов, таких как гипоксия, ишемия, инфекции, интоксикации.

При сравнительном анализе данных анамнеза у детей с СДВГ чаще, чем у их здоровых сверстников, отмечались заболевания матери во время беременности, в том числе токсикозы и эклампсия, возраст матери старше 30 лет, переношенная беременность, затяжные роды, недоношенность плода, морфофункциональная незрелость и ишемически-гипоксическая энцефалопатия, заболевания ребенка на первом году жизни. В то же время установлено, что отдаленные исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуются социально-психологическими факторами. Например, у детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии в основном регрессируют к школьному возрасту, тогда как у детей из семей с низким социально-экономическим статусом они сохраняются [3].

Наличие в анамнезе факторов раннего органического повреждения ЦНС удается выявить не у всех пациентов с СДВГ. Важная роль в развитии данного синдрома принадлежит наследственным факторам. Это подтверждается высокой степенью конкордантности по СДВГ у монозиготных близнецов (от 76 до 100%), более высокой частотой гиперактивности среди родственников гиперактивных детей [9].

В настоящее время проводится изучение нескольких генов, которые могут детерминировать развитие СДВГ. К их числу относятся гены, регулирующие функции дофаминер-гической (гены дофаминового рецептора ВКВ4 на хромосоме 11, ген переносчика дофамина БЛТ1) и норадренергиче-ской (ЛОЯЛ2Л, ЛВВЛ2С, ББИ) систем [10]. Изучается также значение генов, кодирующих синтез моноаминоксидазы, катехол-О-аминотрансферазы, участвующих в метаболизме катехоламинов [11].

Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе СДВГ играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга. Исследования показали вовлеченность всех

катехоламинов в патогенез данного расстройства. Недостаточность активирующих влияний ретикулярной формации, вероятно, связана с дефицитом норадреналина. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность [12].

В ЦНС существуют две системы, управляющие вниманием: переднемозговая (дофаминергическая) и заднемозго-вая (норадренергическая). Считается, что дофаминергиче-ская система обеспечивает обработку информации в пре-фронтальной коре, а норадренергическая система потенцирует действие дофаминергической [12]. Немаловажную роль в функционировании этих систем играют постсинаптиче-ские ш-адренорецепторы, которые облегчают проведение нервных импульсов, способствуют формированию связей между нейронами, обеспечивая адекватную обработку поступающей информации. Нарушения в работе этих двух систем могут приводить к снижению активности ш-адренорецепто-ров, вследствие чего ухудшаются саморегуляция аффекта, мотивация и планирование действий. В пользу нейрохимической концепции развития СДВГ говорит эффективность препаратов, увеличивающих концентрацию дофамина и но-радреналина [13]. Определенную роль в патогенезе СДВГ могут играть и другие нейромедиаторы. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований рассматривается определение роли нейротрофических факторов, ацетилхо-лина, глутамата, серотонина и их рецепторов при СДВГ [10].

Неоднократно предпринимались попытки связать детскую гиперактивность со специфическими морфологическими изменениями структур головного мозга. Проведены исследования, которые показали уменьшение толщины префронтальных и теменных областей коры, размеров хвостатого ядра, червя мозжечка и мозолистого тела у пациентов с СДВГ [14-16].

Важно отметить связь дебюта СДВГ с периодом функционального созревания головного мозга, приходящимся на 6-7 лет. Еще в начале 30-х годов прошлого столетия периодические кризисы дезадаптации у детей были названы Л.С. Выготским возрастными. Кризис 7-летнего возраста, во время которого активно формируется речь, нередко совпадает с дебютом СДВГ. Именно в этот период наблюдается интенсивный метаболизм глюкозы в головном мозге, активно формируется речь, на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) начинает доминировать а-ритм [17].

В ходе исследований динамики развития и функционального созревания структур головного мозга при СДВГ обнаружены некоторые особенности, более выраженные в правом полушарии. При нормальном развитии префронтальные области достигают зрелости к 25 годам, а в случаях СДВГ наблюдается 3-летняя задержка «фронтализации». Префрон-тальные отделы коры у пациентов с СДВГ не обеспечивают необходимого контроля двигательных функций, что приводит к гиперактивности, причем раннее созревание первичной моторной коры усиливает ее проявления. При нормальном развитии фронтальные отделы коры головного мозга обеспечивают регуляцию активности лимбико-ретикулярно-го комплекса, и как следствие, подавляют импульсивность поведения. Задержка созревания префронтальных отделов коры у детей с СДВГ является предпосылкой к формированию импульсивности. В пубертатный период половые гормо-

ны взаимодействуют с ГАМК-А и NMDA-рецепторами лим-бической системы и увеличивают эмоциональную нестабильность и импульсивность [18, 19]. Задержка созревания теменной и дорсолатеральной префронтальной коры отчасти обусловливает нарушение функций внимания [19].

Были проведены исследования по визуализации созревания белого вещества головного мозга у здоровых людей с помощью трактографии. Установлено, что при СДВГ наблюдается задержка миелинизации, особенно связей между теменными и лобными областями [20]. В случаях СДВГ также отмечается нарушение атипичных корково-подкорковых взаимодействий [21].

Созревание мозолистого тела имеет множество ген-дерных и возрастных особенностей. При СДВГ выявлено достоверное уменьшение толщины мозолистого тела, причем в тех его частях, которые связывают лобные и теменные области полушарий головного мозга [14].

Обсуждается возможная роль дисфункции мозжечка в развитии СДВГ, в пользу чего свидетельствуют характерные для детей с СДВГ двигательные нарушения в виде элементов статико-локомоторной и динамической атаксии. Кроме того, структуры мозжечка участвуют в процессах переключения внимания, формирования когнитивных функций за счет связей с теменной и префронтальной корой. Известны результаты морфометрического анализа, проводившегося в группе детей с СДВГ с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Полученные данные указывали на атрофию участков червя мозжечка [16].

При обычной рентгеновской компьютерной томографии головного мозга у детей с СДВГ в большинстве случаев не удается выявить изменений [2]. При использовании функциональной МРТ был обнаружен аномально низкий уровень активности полосатого тела, премоторной коры и передней поясной коры [22].

При позитронно-эмиссионной томографии выявлялось снижение уровня общего и локального метаболизма глюкозы по сравнению с контрольной группой, причем наибольшее снижение наблюдалось в премоторной и передней орбитофронтальной коре [23, 24].

Вот уже более 40 лет проводятся исследования биоэлектрической активности головного мозга у детей с СДВГ. На ЭЭГ в этих случаях определялось увеличение фронто-центральной т-активности и соотношения т— в-ритмов. По данным метаанализа, проведенного в 2013 г., увеличение соотношения т—в-ритмов не может считаться надежным диагностическим критерием СДВГ, этот показатель может иметь только прогностическое значение [25].

Внимание исследователей привлекает изучение особенностей вызванных потенциалов у пациентов с СДВГ в связи с тем, что афферентные стимулы могут специфически модифицировать управляющие функции, которые включают в себя внимание, оценку, переработку, хранение и воспроизведение информации, программирование действий и их контроль [26]. Одним из компонентов слуховых вызванных потенциалов головного мозга является негативность рассогласования (mismatch negativity), отражающая функциональную активность механизмов, реагирующих на изменение сенсорных сигналов и являющихся важным компонентом системы непроизвольного внимания. Так, у подростков с СДВГ выявлено уменьшение как произвольного, так и автоматического компонента негативности рассогласования [6]. Подтвержде-

нием этого являются результаты исследований, в которых сравнивали вызванные потенциалы у подростков с нормальным вниманием и с СДВГ. У последних выявлено уменьшение как произвольного, так и автоматического компонента — негативности рассогласования [27].

Дифференциальная диагностика в случаях СДВГ требует особого внимания, так как этот диагноз является скорее диагнозом исключения. СДВГ следует дифференцировать от нормальной высокой двигательной активности. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.

В других случаях особенности поведения могут оказаться реакцией ребенка на психотравмирующую ситуацию, например на кризисную ситуацию в семье, школе или в отношениях со сверстниками. СДВГ необходимо также дифференцировать от астенического синдрома при различных соматических заболеваниях, после перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции. Для тиреотоксикоза характерны затруднения концентрации внимания, повышенная возбудимость, торопливость, немотивированная вспыльчивость, эмоциональная лабильность. Отоневроло-гическое исследование помогает исключить значительное снижение остроты слуха, что может проявляться симптомами, сходными с СДВГ.

В некоторых случаях следует проводить дифференциальный диагноз СДВГ с эпилепсией. Абсансы у ребенка могут восприниматься окружающими как эпизоды рассеянности, невнимательности. При локализованных формах эпилепсии, например височной или лобной, часто наблюдаются гиперактивность и дефицит внимания. Для дифференциального диагноза большое значение имеет ЭЭГ.

Умственная отсталость легкой степени может быть принята за СДВГ, так как часто сочетается со слабостью активного внимания, двигательной расторможенностью, моторной неловкостью. Для дифференциального диагноза используется оценка уровня интеллектуального развития ребенка. При шизофрении острое начало, непостоянный характер гиперактивности и нарушения внимания, наличие других психопатологических отклонений, семейная отягощен-ность делают возможным разграничение этого заболевания и СДВГ. Симптоматика при аутизме может приниматься за дефицит внимания, но дополнительные симптомы — ограниченность контактов с окружающими, избегание взгляда «глаза в глаза», речевого общения — помогают дифференцировать эти заболевания, хотя возможно и их сочетание.

Синдром Туретта в 50% случаев сочетается с синдромом дефицита внимания. СДВГ может как предшествовать появлению клинических признаков синдрома Туретта, так и развиваться одновременно с ними. Манифестация в обоих случаях обычно приходится на 5—7 лет [3].

Лечение СДВГ комплексное и включает педагогическую помощь, психотерапевтическую работу с семьей, обучение родителей принципам и навыкам воспитания ребенка с СДВГ, развитие у ребенка навыков социального взаимодействия и, при необходимости, медикаментозную терапию.

Последние исследования показали перспективность использования при СДВГ метода нейробиоуправления — биологической обратной связи. Метод заключается в регистрации и демонстрации пациенту на экране монитора в иг-

ровой форме параметров его ЭЭГ. Основной задачей является обучение саморегуляции данных показателей. Модификация биоэлектрической активности мозга ориентирована на механизмы нейропластичности связей ствола головного мозга с подкорковыми образованиями и префронталь-ной корой. Установлено, что эффективность методики нейробиоуправления при СДВГ сопоставима с эффективностью психостимуляторов [28].

Лекарственные средства рекомендуется назначать в тех случаях, когда нарушение когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не поддаются только психолого-педагогической коррекции. За рубежом препаратами выбора являются психостимуляторы: метилфенидат и амфетамин. Они оказывают патогенетическое действие, увеличивая концентрацию эндогенных нейромедиаторов — дофамина, серотонина, норадреналина. Впервые психостимуляторы стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания в 1937 г. и до сих пор являются одними из самых эффективных препаратов при СДВГ. Клинический эффект на фоне лечения отмечается у 70—80% детей в виде нормализации поведения, улучшения академических навыков, внимания и памяти [29]. Наиболее частые нежелательные явления: нарушения сна, снижение аппетита, головная боль и боль в животе, раздражительность, тики, преходящая потеря массы тела, тахикардия, повышение артериального давления (АД) [17].

Несмотря на многолетний опыт использования, целесообразность применения психостимуляторов при СДВГ по-прежнему вызывает споры. Это связано с имеющимися опасениями их побочных эффектов и способностью данной терапии провоцировать злоупотребление психоактивными веществами, тем более что сам СДВГ ассоциирован с более высоким риском злоупотребления фармакологическими препаратами и зависимостью от запрещенных веществ [30].

Новым эффективным препаратом, используемым в лечении СДВГ, является атомоксетина гидрохлорид, не относящийся к группе стимуляторов ЦНС. Основной механизм его действия связан с блокадой пресинаптических переносчиков норадреналина, что ведет к увеличению активности а2-адренорецепторов и, соответственно, облегчает прохождение нервных импульсов, стимулирует процессы синапто-генеза в префронтальных отделах коры головного мозга, вследствие чего улучшаются саморегуляция аффекта, мотивация и планирование действий. Атомоксетин оказывает положительное действие у пациентов с СДВГ уже с первых дней применения. Стойкий терапевтический эффект достигается в течение нескольких месяцев. Доза препарата индивидуальна и зависит от массы тела и возраста ребенка. Ато-моксетин является препаратом выбора при наличии комор-бидных с СДВГ тревожных расстройств, тиков [31]. При назначении атомоксетина реже возникают нарушения сна (7%), чем при приеме метилфенидата (30—50%), могут отмечаться незначительное повышение АД, учащение пульса, снижение массы тела на ранних стадиях терапии (в дальнейшем снижение массы тела прекращается) [17].

Препаратами второго ряда при лечении СДВГ за рубежом считаются трициклические антидепрессанты. Их действие обусловлено влиянием на норадренергическую и дофа-минергическую системы мозга. Эффективность амитрипти-лина, по данным некоторых исследователей, сопоставима с таковой метилфенидата. Однако через 1—2 мес терапевтиче-

ский эффект амитриптилина, как правило, ослабевает [3].

В некоторых случаях, при стойких и значительных нарушениях поведения, возникает необходимость применения мягких нейролептиков, например сонапакса, неулептила, эглонила, однако эти препараты не оказывают положительного влияния на когнитивные функции у детей с СДВГ [3].

В последние годы некоторые авторы предлагают использовать исследование когнитивных вызванных потенциалов Р300 для определения оптимальной тактики лече-

ния пациентов с СДВГ, прогнозирования эффективности различных групп препаратов [32].

Таким образом, СДВГ является актуальной проблемой современного общества. В последние годы достигнут значительный прогресс в изучении патогенеза данного состояния, активно исследуются генетические, нейрохимические, нейрофизиологические и морфологические аспекты развития СДВГ. Результаты исследований способствуют разработке новых подходов к диагностике и лечению СДВГ.

1. Polanczyk G, de Lima MS, Horta BL, et al. The worldwide prevalence of ADHD: a systematic review and metaregression analysis.

Am J Psychiatry. 2007;164(6):942-8. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/appi.ajp.164.6.942.

2. Брязгунов ИП, Касатикова ЕВ. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Москва: Медпрактика; 2002. 128 с. [Bryazgunov IP, Kasatikova EV. Defitsit vnimaniya sgiperaktivnost’yu u detei [Deficiency of attention with a hyperactivity at children]. Moscow: Medpraktika; 2002. 128 p. (In Russ.)]

3. Заваденко НН. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Москва: ACADEMIA; 2005. 256 с. [Zavadenko NN. Giperaktivnost’ i defitsit vnimaniya v detskom vozraste [Hyperactivity and deficiency of attention at children’s age]. Moscow: ACADEMIA; 2005. 256 p. (In Russ.)]

4. Biederman J, Kwon A, Aleardi M, et al. Absence of gender effects on attention deficit hyperactivity disorder: findings in nonreferred subjects.

Am J Psychiatry. 2005;162(6):1083-9. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/appi.ajp.162.6.1083.

5. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th еd.: DSM-5. American Psychiatric Association. 2013.

6. Александров АА, Карпина НВ, Станкевич ЛН. Негативность рассогласования в вызванных потенциалах мозга у подростков в норме и при дефиците внимания при предъявлении акустических стимулов короткой длительности. Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2003;33(7):671-5. [Aleksandrov AA, Karpina NV, Stankevich LN. Mismatch negativity in evoked brain potentials in adolescents in normal conditions and attention deficit in response to presentation of short-duration acoustic stimuli. Rossiiskii fiziologicheskii zhurnal im. I.M. Sechenova = Neuroscience and behavioral physiology. 2003;33(7):671—5. (In Russ.)]

7. Becker SP, Langberg JM, Vaughn AJ, Epstein JN. Clinical utility of the Vanderbilt ADHD diagnostic parent rating scale comorbidity screening scales.

JDev Behav Pediatr. 2012;33(3):221-8. DOI: 10.1097/DBP.0b013e318245615b.

8. Горбачевская НЛ, Заваденко НН, Сорокин АБ, Григорьева НВ. Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2003;(1):47—51. [Gorbachevskaya NL, Zavadenko NN, Sorokin AB, Grigor’eva NV. Neurophysiological research of a syndrome of deficiency of attention with a hyperactivity. Sibirskii vestnikpsikhiatrii i narkologii. 2003;(1):47—51.

9. Biederman J, Faraone S. Attention deficit hyperactivity disorder. Lancet. 2005;366(9481):237-48.

10. Mick E, Faraone SV. Genetics of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 2008;17(2):261-84, vii-viii. DOI: 10.1016/j.chc.2007.11.011.

11. Haavik J, Blau N, Thö ny B. Mutations in human monoamine-related neurotransmitter pathway genes. Hum Mutat. 2008;29(7):891-902. DOI: 10.1002/humu.20700.

12. Schulz KP, Himelstein J, Halperin JM, Newcorn JH. Neurobiological models of attention-deficit/hyperactivity disorder: a brief review of the empirical evidence. CNSspectrums. 2000;5(6):34—44.

13. Arnsten AFT, Pliszka SR. Catecholamine influences on prefrontal cortical function: relevance to treatment of attention deficit hyperactivity disorder and related disorders. Pharmacol Biochem Behav. 2011;99(2):211—6. DOI: 10.1016/j.pbb.2011.01.020. Epub 2011 Feb 2.

14. McNally MA, Crocetti D, Mahone EM, et al. Corpus callosum segment circumference is associated with response control in children with attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD).

J Child Neurology. 2010;25(4):453-62. DOI: 10.1177/0883073809350221. Epub 2010 Feb 5.

15. Nakao T, Radua J, Rubia K, Mataix-Cols D. Gray matter volume abnormalities in ADHD: voxel-based meta-analysis exploring the effects of age and stimulant medication. Am J Psychiatry. 2011;168(11):1154—63. DOI: 10.1176/appi.ajp.2011.11020281. Epub 2011 Aug 24.

16. Valera EM, Faraone SV, Murray KE, Seidman LJ. Meta-analysis of structural imaging findings in attention-deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry. 2007;61(12):1361-9. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.biopsych.2006.06.011. Epub 2006 Sep 1.

17. Пальчик АБ. Лекции по неврологии развития. Москва: МЕДпретеинформ; 2012. 376 с. [Pal’chik AB. Lektsii po nevrologii razvitiya [Lectures on development neurology]. Moscow: MEDprecsinform; 2012. 376 p. (In Russ.)]

18. Reddy DS. Neurosteroids: Endogenous role in the human brian and therapeutic potentials. Prog. Brain Res. 2010;186:113-137.

19. Shaw P, Eckstrand K, Sharp W, et al. Attention-deficit/hyperactivity disorder is characterized by a delay in cortical maturation. Proc Natl AcadSci USA. 2007;104(49):19649-54. DOI: http://dx.doi.org/10.1073/pnas.0707741104. Epub 2007 Nov 16.

20. Fair DA, Posner J, Nagel BJ, et al. Atypical default network connectivity in youth with attention-deficit hyperactivity disorder. Biological psychiatry. 2010;68(12):1084-91. DOI: 10.1016/j.biopsych.2010.07.003. Epub 2010 Aug 21.

21. Makris N, Biederman J, Monuteaux MC,

Seidman LJ. Towards Conceptualizing a Neural Systems-Based Anatomy of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Dev Neurosci. 2009;31(1—2):36—49. DOI: 10.1159/000207492. Epub 2009 Apr 17.

22. Kaplan RF, Stevens MC. A review of adult ADHD: a neuropsychological and neuroimaging perspective. CNS Spectrums. 2002;7(5):355-62.

23. Krause J. SPECT and PET of the dopamine transporter in attention-deficit/hyperactivity disorder. Expert Rev Neurother. 2008;8(4):611-25. DOI: 10.1586/14737175.8.4.611.

24. Zametkin A, Liebenauer L, Fitzgerald G, et al. Brain metabolism in teenagers with attention deficit hyperactivity disorder. Arch Gen Psychiatry. 1993;50:333-40. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/arch-psyc.1993.01820170011002.

25. Arns M, Conners CK, Kraemer HC. A decade of EEG Theta/Beta ratio research in ADHD — a meta-analysis. J Atten Disord. 2013;17(5):374-83. DOI: 10.1177/1087054712460087. Epub 2012 Oct 19.

26. Anjana Y, Khaliq F, Vaney N. Event-related potentials study in attention deficit hyperactivity disorder. FunctNeurol. 2010;25(2):87-92.

27. Oades RD, Dittman-Balcar A, Schepker R, et al. Auditory event-related potentials (ERPs) and mismatch negativity (MMN) in healthy children and those with attention-deficit or tourettetic symptoms. Biol Psychol. 1996;43(2):163-85. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0301-0511(96)05189-7.

28. Meisel V, Servera M, Garcia-Banda G, et al. Neurofeedback and standard pharmacological intervention in ADHD: a randomized controlled trial with six-month follow-up. Biol Psychol. 2013;94(1):12-21. DOI:

29. Wilens T, Spencer T, Biederman J. A large, double-blind, randomized clinical trial of methylphenidate in the treatment of adults with attention-deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry. 2005;57(5):456-63. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Xj.biopsych.2004.11.043.

30. Lee SS, Humphreys KL, Flory K. Prospective association of childhood attention-deficit/hyperac-tivity disorder (ADHD) and substance use and abuse/dependence: a meta-analytic review. Clin Psychol Rev. 2011;31(3):328-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cpr.2011.01.006.

31. Hammerness P, McCarthy K, Mancuso E,

et al. Atomoxetine for the treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents: a review. Neuropsychiatr Dis Treat. 2009;5:215-26. Epub 2009 Apr 8.

cyberleninka.ru

Смотрите так же:

  • Гипердинамический синдром лечение Гипердинамический синдром лечение Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения. Термин «гиперкинетический синдром» имеет в […]
  • Метаболический синдром у ребенка Метаболический синдром у детей и подростков определение. Критерии диагностики Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение» Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — […]
  • Цитомегаловирус у новорожденных титры Цитомегаловирусная инфекция у детей Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение» Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Мангушева Я.Р., Хаертынова И.М., Мальцева […]
  • Синдром аспергера особенности Синдром Аспергера: больные или другие? Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их ­интерес). […]
  • Ожирение и метаболический синдром у детей Ожирение и метаболический синдром у детей Статья посвящена актуальной проблеме современной детской кардиологи — метаболическому синдрому, который сегодня расценивается как комплексный фактор риска развития […]
  • Формы хронического бруцеллеза Формы хронического бруцеллеза В.Х. ФАЗЫЛОВ¹, Ф.С. ГИЛМУЛЛИНА¹, А.И. ЗАГИДУЛЛИНА¹, З.Л. ХАМИДУЛЛИНА² ¹Казанский государственный медицинский университет, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49 ²Республиканская клиническая […]