Синдром встряхнутого ребенка лечение

14.08.2018 Выкл. Автор admin

Сотрясение головного мозга у детей

Сотрясение мозга у ребенка. Симптомы сотрясения мозга, методы диагностики и лечения сотрясения

Сотрясение головного мозга — это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. В целом, черепно-мозговая травма (ЧМТ) занимает первое место среди всех травм детского возраста, требующих госпитализации. Примерно 120 тысяч детей с сотрясением головного мозга ежегодно поступают в больницы России.

По степени тяжести черепно-мозговая травма подразделяется на легкую (сотрясение головного мозга), средней тяжести (ушиб головного мозга легкой и средней степени тяжести, с возможными переломами костей свода черепа) и тяжелую (ушибы головного мозга тяжелой степени, внутричерепные гематомы со сдавлением мозга, переломы основания черепа). По счастью, до 90% детской ЧМТ приходится на сотрясения мозга, о чем и пойдет речь в этой статье.

Высокий уровень травматизма у детей объясняется повышенной двигательной активностью ребенка, его непоседливостью и любознательностью, которая сочетается с несовершенством моторных навыков и координации движений, а также пониженным чувством опасности и страха высоты. Кроме этого, у детей младшего возраста голова имеет относительно большой вес, а навык страховки руками еще не развит, поэтому маленькие дети падают, как правило, вниз головой и руки не подставляют.

Причины детской ЧМТ очень специфичны для каждой возрастной группы. Новорожденные в общей массе пострадавших составляют 2%, дети грудного возраста — 25%, ясельного — 8%, дошкольного — 20% и школьного возраста 45%.

Травмы у младенцев — это прежде всего результат невнимания и беспечности их родителей. Дети до 1 года чаще всего (более чем в 90%!) получают травмы головы после падения с пеленальных столиков, кроватей, с рук родителей, из колясок и т.п. Никогда нельзя оставлять малыша одного в месте, откуда он может упасть. Если вам надо отойти от ребенка на расстояние, большее, чем в тянутая рука, не поленитесь, переложите его в кроватку, в коляску с бортиками, в манеж! Одной-двух секунд бывает достаточно, чтобы кроха перекатился к краю пеленального столика и упал.

Начиная с 1 года малыши начинают ходить. Основной причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста, а чуть позже — падения с лестниц, деревьев, крыш, окон, горок и пр. Сам эпизод ЧМТ не всегда удается выявить. Следует иметь в виду, что если ребенок оставался под наблюдением родственников, соседей или няни, то они могут скрыть от родителей факт падения малыша.

Дети более старшего возраста сами по различным причинам зачастую утаивают травму. Кроме этого у детей возможно повреждение мозга без непосредственной травмы головы. Эти повреждения обычно возникают при воздействии на тело ребенка резкого ускорения или торможения (синдром «встряхнутого ребенка»). Синдром «встряхнутого ребенка» чаще всего наблюдается в возрасте до 4-5 лет и может возникнуть при грубом обращении, прыжках с высоты на ноги, а у детей младшего возраста даже при их чрезмерно интенсивном укачивании.

Проявления сотрясения головного мозга

При сотрясении головного мозга в нем не происходит грубых, необратимых изменений, и такая травма, будучи наиболее частой, имеет самый лучший прогноз и очень редко приводит к осложнениям.

Следует помнить, что головной мозг ребенка (и особенно младенца) существенно отличается от мозга взрослого человека. Картина сотрясения головного мозга у взрослых существенно отличается от течения этой травмы у ребенка.

Во взрослом возрасте сотрясение головного мозга проявляется следующими основными признаками: эпизод потери сознания от нескольких секунд до 10-15 минут; тошнота и рвота; головная боль; амнезия (выпадение из памяти) событий, связанных с травмой (до травмы, сама травма и после травмы). Кроме этого выявляются некоторые специфические неврологические симптомы, такие, как нистагм (подергивание глазных яблок), нарушение координации движений и некоторые другие. Картина сотрясения головного мозга у ребенка совершенно иная.

У детей до 1 года сотрясение головного мозга, как правило, протекает малосимптомно. Потери сознания чаще не бывает, отмечается однократная или многократная рвота, тошнота, срыгивания при кормлении, бледность кожи, беспричинное беспокойство и плач, повышенная сонливость, отсутствие аппетита, плохой сон.

У детей дошкольного возраста чаще удается установить факт потери сознания, тошноты и рвоты после травмы. У них отмечаются головные боли, учащение или замедление пульса, нестабильность артериального давления, бледность кожных покровов, потливость. При этом нередко отмечается капризность, плаксивость, нарушение сна.

Иногда у детей наблюдается такой симптом, как посттравматическая слепота. Она развивается сразу после травмы или немного позже, сохраняется в течение нескольких минут или часов, а затем самостоятельно исчезает. Причина этого явления до конца не ясна.

Особенности детского организма приводят к тому, что длительное состояние компенсации может смениться быстрым ухудшением состояния. То есть сразу после падения ребенок чувствует себя удовлетворительно, а через некоторое время появляется и начинает быстро нарастать симптоматика.

Принимаем срочные меры

Что делать родителям, ребенок которых получил черепно-мозговую травму? Ответ здесь один — ребенка следует обязательно и срочно показать врачу. Лучше всего сразу вызвать «скорую помощь», которая обязательно отвезет ребенка в стационар, имеющий детских нейрохирургов или невропатологов. И эта мера не является излишней. При минимальной симптоматике и жалобах у малыша может быть тяжелое повреждение головного мозга. Длительное видимое благополучие ребенка, отсутствие симптоматики, особенно при кровоизлияниях в головной мозг, нередко спустя несколько часов и даже дней сменяется прогрессирующим ухудшением состояния, которое начинается с изменения поведения ребенка, его повышенной возбудимости, может быть тошнота, рвота, нистагм, у грудничков выбухает родничок, затем появляется сонливость, наблюдается угнетение сознания.

Диагностика сотрясения головного мозга

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд средне-тяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых «естественных ультразвуковых окон» — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

Тактика лечения сотрясения головного мозга

После того как малыш упал, до того как его осмотрит доктор, помощь ребенку заключается в создании спокойной обстановки. Нужно уложить малыша, обеспечить ему покой. Если есть кровотечение из раны, произвести по возможности ее обработку и бинтование.

Помимо диагностических процедур в приемном покое больницы проводится обработка повреждений мягких тканей головы (ушибов, ссадин, ран). Дети, особенно раннего возраста, с подтвержденной черепно-мозговой травмой, в том числе и с сотрясением головного мозга, подлежат обязательной госпитализации.

Госпитализация имеет несколько целей.

Во-первых, в течение нескольких дней ребенок находится под контролем врачей в условиях стационара для раннего выявления и предотвращения осложнений травмы — отека головного мозга, появления внутричерепных гематом, эпилептических (судорожных) приступов. Вероятность этих осложнений мала, но последствия их крайне тяжелые и могут привести к катастрофически быстрому ухудшению состояния ребенка. Поэтому при сотрясении головного мозга стандартный срок госпитализации составляет неделю. При хорошем техническом оснащении стационара (компьютерная томография, нейросонография), позволяющем исключить более тяжелые повреждения мозга, сроки пребывания в больнице можно сократить до 3-4 дней.

Во-вторых, во время госпитализации больному обеспечивается создание психоэмоционального покоя. Это достигается ограничением двигательной и социальной активности ребенка. Безусловно, добиться полностью постельного режима для детей сложно, но все же условия больницы не допускают беготни, шумных игр, долгого просмотра телевизора, сидения за компьютером. После выписки домашний режим сохраняется еще на протяжении 1,5-2 недель, несколько недель ограничиваются занятия спортом.

Медикаментозная терапия при сотрясении головного мозга имеет несколько целей. В первую очередь, ребенку назначаются мочегонные препараты (чаще всего ДИАКАРБ, реже — ФУРОСЕМИД) в обязательной комбинации с препаратами калия (АСПАРКАМ, ПАНАНГИН). Это делается для профилактики отека вещества головного мозга. Проводится успокаивающая терапия (ФЕНОЗЕПАМ, НАСТОЙ КОРНЯ ВАЛЕРИАНЫ) и назначаются антигистаминные препараты (СУПРАСТИН, ДИАЗОЛИН, ДИМЕДРОЛ). При головных болях назначаются анальгетики (БАРАЛГИН, СЕДАЛГИН), при выраженной тошноте — ЦЕРУКАЛ. В более поздние сроки могут назначаться ноотропные препараты, улучшающие процессы обмена в мозге, витамины.

Контроль за состоянием детей осуществляется лечащим и дежурным врачом, а также постовыми медсестрами. В случае любого ухудшения проводится повторный осмотр ребенка, назначаются дополнительные диагностические исследования (нейросонография, компьютерная томография, ЭЭГ).

Предлагая лечь в больницу, врач прежде всего заботится о том, чтобы не пропустить более тяжелой, нежели сотрясение головного мозга, травмы, а это возможно только при квалифицированном наблюдении за ребенком.

При удовлетворительном состоянии малыша через несколько дней родители могут забрать его домой под расписку. Однако и дома требуется соблюдать лечебно-охранительный режим, ограничивать просмотр телевизора, игры на компьютере, прогулки, посещение друзей, продолжать медикаментозную терапию. При любом подозрении на ухудшение состояния ребенка (появление тошноты и рвоты, головных болей, немотивированная сонливость, судорожные приступы, появление слабости в конечностях, частое срыгивание у малышей) следует немедленно повторно обратиться к врачу для дообследования и возможной госпитализации.

Как правило, через 2-3 недели состояние ребенка полностью приходит в норму. Сотрясение головного мозга обычно проходит без последствий и осложнений. Ребенок снова может посещать ясли и детский сад, заниматься спортом.

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть важность своевременно обращения в специализированный детский стационар, что позволит исключить более тяжелые формы черепно-мозговой травмы.

www.7ya.ru

Синдром встряхнутого ребенка. Или как нельзя бороться с детским плачем.

Я уже как-то писала, что наш папа любит нас сильно и быстро укачивать-трясти перед сном. Сын тогда хорошо засыпает. Но я, когда Сема кричит уж прям копец как, бывает, тоже встряхиваю его на руках, не сильно, придерживаю голову другой рукой, чтобы шею фиксировать -чтоб привести его в чувство хоть на секунду, а потом можно было его укачивать тихонько. Но все-таки встряхиваю! Это меня очень угнетало, я испытывала ужасное чувство вины каждый раз после этого, а потом, прочитав вот эту статью о Синдроме Встряхнутого Ребенка (http://www.narva24.info/?uud=1832), я еще и жутко испугалась и теперь стараюсь этого избегать, как могу. У нас, конечно, нет симптомов, описанных в статье, но ведь мало ли что может случиться!

«Можно предотвратить половину несчастных случаев, если разъяснять родителям, что плач ребенка – норма, и мамам и папам надо учиться адекватно на него реагировать, – уверена Тальвик. – От двух до четырех месяцев дети ревут очень много. Плач – это «работа» младенца, от него он не умрет»

Важно понимать, что грудничок плачет не потому, что хочет вас взбесить. Желудочные колики, голод, жажда, мокрые подгузники – вполне вероятное объяснение детскому плачу.

Хочу выбить эти слова у себя на линзах очков и повторять-повторять-повторять.

«Если ребенок кричит без перерыва и вы чувствуете, что начинаете терять контроль над собой, выйдите на пару минут в другую комнату. Успокоитесь – вернитесь к нему, чтобы разобраться с ситуацией. Если же нервы совсем на пределе, попросите посидеть с малышом кого-то из родственников», – дает совет родителям психолог Катрин Хирм.

Именно поэтому когда у Семы форменная истерика, я теперь предпочитаю все же дать нам обоим отдышаться некоторое время, побыть каждому в своей комнате минут пять -не могу я, я действительно могу перестать соображать, что делаю, прямо состояние аффекта какое-то, мне начинает казаться, что он это специально делает, что я ужасная мать, что я чего-то не понимаю. И уж лучше мы подышим раздельно, чем вместе будем истерить – он громко и со слезами, я -внутри и закипая от бессилия.

Сегодня у нас была истерика длинною в 5,5 часов. У нас кризис ГВ и мы пытаемся его пережить. За это время я несколько раз на 5 мин оставляла его в кроватке, потому что БОЛЬШЕПРОСТОНЕМОГЛА. Зато это позволяло мне потом брать его на руки и спокойно прикладывать его, упирающегося, к груди, спокойно разговаривать с кричащим и вопящим комочком.

Я думаю, есть очень спокойные мамы, которые могут успокоить ребенка за пару минут, которые никогда не будут его оставлять «покричать» и дать себе выдохнуть, которые в жизни не поймут почему так тяжело, когда ребенок плачет, а ты не можешь понять чего он хочет или не можешь ему этого дать по каким-то причинам.

И я очень таким мамам завидую. Но что вот поделать, я не такая, я борюсь с собой, как могу, как у меня получается. Я очень люблю своего сына, я пекрасно понимаю, что он маленький и нуждается в моем спокойствии, в моей поддержке, в моих руках и в моем тепле и я по мере сил пытаюсь это давать. Наверное, просто нужно еще немного времени. Я буду стараться.

Расскажите, как вы переживаете детские слезы и крики? Как у вас было в начале и стало ли легче потом? Какие приемы или советы вы можете дать тем, кто недавно стал мамой? Заранее спасибо за ответы.

m.baby.ru

Почему нельзя трясти ребенка, или что такое Синдром детского сотрясения

Многие ли родители знают, что такое Синдром детского сотрясения? Мы расскажем, почему нельзя трясти ребенка, почему нельзя подбрасывать ребенка или бросать его на кровать. Дело в том, что все эти действия могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до летальных!

Синдром детского сотрясения (СДС) известен также как посткоммоционный синдром, синдром сотрясения ребенка, синдром сотрясения, синдром встряхнутого ребенка. Все эти названия значат одно: повреждение головного мозга в результате травмы головы у ребенка.

Синдром детского сотрясения (СДС) может стать результатом ударов по голове, подбрасывания малыша или его падения, а также сильной тряски.

СДС служит одной из основных причин гибели младенцев в США. По причине своей особенной анатомии, младенце подвержены большому риску от перечисленных действий, поэтому большинство жертв — дети до года.

Но СДС может также быть обнаружен у детей до 5 лет, хотя средний возраст для заболеваний — от 3-х до 5-ти месяцев. Пик припадает на возраст 6–8 недель, то время, когда дети больше всего плачут.

Способы травмирования

Синдром детского сотрясения возникает вследствие травм, причиненных кем-либо (чаще всего родитель или тот, кто смотри за ребенком). Причиной является сильная тряска ребенка или сильный удар по голове.

В большинстве случаев тот, кто смотрит за ребенком и никак не может успокоить его плач, принимается трясти его от злости или безвыходности. К сожалению, такие действия могут привести к совершенно нежелательному эффекту: сначала ребенок еще больше кричит и плачет, а потом может резко перестать, потому что был поврежден мозг.

Если в семье несколько детей, есть дети с особыми потребностями, с коликами или ГЭРБ, их шансы на СДС повышены. Мальчики чаще страдают от этой болезни, чем девочки, а также дети, живущие в семьях малого достатка или за чертой бедности имеют больше шансов как на СДС, так и на другие виды детских травм от жесткого обращения родителей.

В 70% случаев в травмах ребенка виновны представители мужского пола — отцы или отчимы, зачастую молодого возраста. Но любой человек, который не способен справиться с эмоциями и преодолеть гнев, а также склонный к применению силы, может прибегнуть к сильной тряске ребенка для того, чтобы его успокоить. Также злоупотребление алкоголем часто является причиной СДС.

Когда человек сильно трясет малыша, его незафиксированная голова болтается, поскольку слабые мышцы шеи еще не способны должным образом поддерживать голову. Вследствие этого мозг ребенка также находится не в статическом состоянии, разрываются мембраны клеток головного мозга, рвутся сосуды и повреждаются ткани. Это все может спровоцировать кровоизлияние под оболочку головного мозга.

Усугубить ситуацию может такое действие взрослого, как отбрасывание ребенка с силой на кровать. Отек в головном мозге из-за сильной тряски может вызвать большое внутреннее давление, сжимать кровеносные сосуды и еще больше травмировать хрупкий мозг ребенка.

Привычные игры с детьми, легкое подбрасывание или подкидывание ребенка на коленке, НЕ приводит к данной травме. Но нельзя ни при каких обстоятельствах ТРЯСТИ ребенка.

Синдром детского сотрясения: Последствия

СДС приводит к необратимым последствиям, а в 1 из 4 случаев приводит к смерти ребенка.

Последствиями могут стать:

  • полная или частичная слепота;
  • потеря слуха;
  • эпилепсия;
  • задержка в умственном развитии;
  • нарушения речи и проблемы с обучением;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • серьезная умственная отсталость;
  • паралич.

Даже, если после сильной тряски ребенок внешне выглядит абсолютно нормально, спустя некоторое время один из симптомов может все-таки проявиться. Чаще всего проблема возникает без каких-либо наружных признаков повреждения, и проблемы с поведением, памятью или обучением становятся очевидными лишь в период, когда ребенок идет в школу.

Но к тому времени уже сложно судить о связи таких нарушений с действиями родителей много лет назад.

Синдром сотрясения ребенка: симптомы

Каждый случай СДС зависит от силы и продолжительности воздействия, частоты применения силы и возможных других проявлений жестокости. В самых ужасающих случаях дети поступают в отделение травматологии без сознания, в состоянии шока или припадка. Но в большинстве случаев, поскольку серьезные симптомы не проявляются сразу после нанесения травмы, детей осмотру не подвергают.

Синдром детского сотрясения, симптомы которые должны вас насторожить:

  • вялость;
  • раздражительность;
  • рвота;
  • неспособность глотнуть;
  • снижение аппетита;
  • плохое настроение и нешумное поведение;
  • ригидность;
  • припадки;
  • нарушение дыхания;
  • посинение из-за недостатка кислорода;
  • потери сознания;
  • неравные размеры зрачков;
  • неспособнотсь поднять голову;
  • неспособность фокусировать взгляд или совершать движение.

Синдром детского сотрясения: Диагностика

Большинство случаев последствия СДС рассматриваются как «беспричинные травмы». Другими словами, родители и те, кто смотрят за детьми, часто не могут связать синдром детского сотрясения с травмами или тряской, поэтому врачи не могут сразу диагностировать болезнь.

Во многих случаях дети без серьезных последствий или нарушений не получают медицинского осмотра. Такие симптомы как рвота и раздражительность, например, могут быть не связаны с травмой и по прошествии времени — пройти.

К сожалению, в случаях, когда у врача нет подозрений жестокого обращения с ребенком, такие симптомы, как вялость, суетливость или отсутствие аппетита, принимаются за вирус или колики. То есть, отсутствие подозрения жестокого обращения с ребенком родителей или воспитателя, может стать причиной дальнейших повторений силовых действий и ухудшения повреждения мозга ребенка.

Если врачи подозревают СДС, признаками являются:

  • кровоизлияния на сетчатке глаза;
  • повреждения черепа;
  • отек головного мозга;
  • субдуральные гематомы (сгустки крови давят на поверхности мозга);
  • перелом ребер и длинных костей (кости в руках и ногах);
  • кровоподтеки вокруг головы, шеи или груди.

Развитие и обучение ребенка с синдромом детского сотрясения

Причина, по которой СДС настолько серьезен и разрушителен в том, что он часто вызывает общую черепно-мозговую травму. Например, ребенок, у которого серьезно ослаблено зрение, не сможет пользоваться зрением при изучении окружающего мира, следовательно — общая способность ребенка обучаться резко снижается.

Развитие речи, зрения, равновесия и координации также могут ощутить негативное влияние СДС. Такие ухудшения могут потребовать интенсивной физической и профессиональной терапии, чтобы помочь ребенку приобрести навыки, которые бы развивались нормально, если бы у него не было черепно-мозговой травма.

По мере взросления таким детям может потребоваться индивидуальное обучение и постоянная языковая и общая терапия, чтобы помочь с наипростейшими ежедневными задачами.

Как предотвратить синдромы сотрясения

Вероятность предотвратить синдром детского сотрясения стопроцентная. Основой для этого является информированность населения о потенциальной угрозе тряски ребенка.

Возможные пути облегчить стресс родителей и воспитателей в критичные моменты также может существенно снизить риск СДС у ребенка. Существуют особые программы при больницах, благодаря которым родители узнают, как реагировать на детский плач и чем чревато применение силы к ребенку.

Национальная программа Все Дети Плачут в США информирует население о путях преодоления родительской злости и раздражения при детском плаче и пропагандирует здоровое воспитание детей. В программе четыре категории:

Есть также специальная программа, которая помогает родителям понять и принять причины детского плача, а также подсказывает пути его прекращения.

Метод Ш-П- С-П-К

Ш-шум : белый шум или другой шум, похожий на тот, который ребенок слышал, будучи в утробе матери. Вам помогут пылесос, фен, сушка, вода из крана или специальный аппарат для создания белого шума.

П-положение лежа или на боку: (положение на левом боку — чтобы помочь ребенку переварить пищу, на животе — пока родитель держит ребенка, на спине — сон)

С- соска: грудное кормление, бутылочка, соска или пальчик

П-пеленание : ребенок, завернутый в одеяло, как «буррито» поможет ему почувствовать себя в безопасности. Бедра и ноги могут быть снаружи или немного прикрыты.

К-качание : легкие покачивания в кресле, в детской колыбельке, или поездка на машине могут помочь ребенку почувствовать похожие колебания, которые они испытывали, будучи в животе.

Если ребенок продолжает плакать

Если ребенок продолжает плакать, попробуйте следующее:

  • убедитесь, что ребенок сыт и ему не нужно менять подгузник;
  • проверьте или ребенок не болен;
  • покачайте или поносите ребенка на руках;
  • говорите или пойте ребенку;
  • дайте ребенку соску или игрушку;
  • покатайте ребенка в коляске или в безопасном детском сидении в машине;
  • прижмите ребенка к себе и дышите медленно и спокойно;
  • покупайте в теплой ванной;
  • погладьте спинку ребенка;
  • попросите кого-то помочь вам передохнуть и присмотреть за ребенком;
  • если результата нет, положите ребенка в кроватку, закройте дверь в комнату и понаблюдайте за его поведением 10 минут.
  • позвоните врачу, если ребенок не прекращает плакать, поскольку на это может быть медицинская причина.

Чтобы предотвратить СДС, родителям и тем, кто присматривает за детьми, нужно научиться контролировать свой стресс. Важно, чтобы тот, кто присматривает за детьми, знал, что нельзя трясти его ни при каких обстоятельствах, об опасностях и последствиях детских травм.

www.uaua.info

Синдром детского сотрясения: как нельзя укачивать ребенка

Практически все родители знают, что такое бессонные ночи, пронзительный плач малыша, отчаяние от невозможности ему помочь и неминуемое укачивание, только бы облегчить его страдания… Так ли это безопасно?

О том, когда укачивание способно облегчить состояние ребенка и помочь при засыпании, а когда может навредить новорожденному, «Летидору» рассказывает Елена Викторовна Павлюкова, к. м. н., педиатр (стажем работы 12 лет) Семейного медицинского центра «Лейб-Медик».

Что такое синдром детского сотрясения

Согласно современным данным, в педиатрии в последние годы выделяют состояние под названием «синдром детского сотрясения» (СДС). В литературе можно встретить следующие синонимичные названия: посткоммоционный синдром, синдром встряхнутого ребенка, ShakenBaby. Эти термины обозначают комплекс органических нарушений, опосредованных сотрясением или встряхиванием ребенка.

Часто синдром детского сотрясения маскируется под другие расстройства, так как следы внешней травмы отсутствуют, а клиническая картина очень разнообразна. При этом данные анамнеза редко соответствуют тяжести состояния маленького пациента.

Причины синдрома детского сотрясения

У малышей до года голова – самая большая и тяжелая часть тела (до 15 % от общей массы тела). На фоне большой головы мышцы шеи крайне слабые.

Такие особенности анатомического строения делают малыша восприимчивым к травмам из-за ускорительно-замедлительных (acceleration-deceleration) движений.

При этом данный синдром возникает не только при грубом обращении с малышом или неожиданном дорожно-транспортном происшествии, сопровождающимся резким ударом.

Как диагностируют сидром детского сотрясения

Вся сложность диагностики связана с развитием невидимых для родителя внутричерепных кровоизлияний. Наиболее часто при использовании разных методов нейровизуализации (например, нейросонография, компьютерная томография и др. – прим. ред.) выявляются субдуральные или субарахноидальные кровоизлияния (объемное скопление крови между мозговыми оболочками – прим. ред.), отек головного мозга, кровоизлияния в сетчатку.

Сложности диагностики, а следовательно, и своевременно начатого лечения способствуют развитию таких грозных осложнений, как дыхательная или сердечно-легочная недостаточность.

Симптомы синдрома детского сотрясения

Какие же основные клинические проявления СДС? Ребенок может стать сонливым, вялым или, наоборот, крайне раздражительным. Возможны судороги, снижение мышечного тонуса в совокупности с лихорадкой, выбухание и пульсация большого родничка, необоснованное другими состояниями снижение аппетита ребенка, отказ от еды.

Но в последнем случае, в отличие от предыдущих, ребенок всегда госпитализируется в стационар, где может получить своевременную специализированную медицинскую помощь.

Очень важным пунктом, который поможет поставить верный диагноз и своевременно помочь малышу, является указание на возможную травму (тряску) в анамнезе.

Ряд авторов считает, что изолированно данный признак не может быть основным диагностическим критерием. Но в сочетании с внутричерепными поражениями служит подтверждением диагноза. Кровоизлияния в оболочку зрительного нерва, выявленные посмертно, также являются маркерами заболевания.

Как и любое внутричерепное кровоизлияние, в зависимости от степени тяжести, локализации и распространенности патологического процесса, синдром детского сотрясения может впоследствии привести к потере зрения, слуха, нарушению речи, формированию детского церебрального паралича и умственной отсталости, а в случае выраженных нарушений дыхания и сердечно-легочной деятельности – к летальному исходу.

Профилактика синдрома детского сотрясения

Таким образом, сильное укачивание ребенка на руках, в коляске или на фитболе не принесет облегчения его состоянию, а скорее послужит риском развития более тяжелой патологии.

Часто родители спрашивают: ну как же укачивать ребенка? Как делать правильно?

Для ответов на эти вопросы стоит обратиться к природе. Малыш, находясь в утробе матери при каждом ее шаге испытывает некоторые укачивающие движения. Но амплитуда их весьма мала, а движения монотонные и плавные.

Совместно со звуком ритмично звучащего сердца в нежных материнских объятиях такое укачивание действительно способствует успокоению малыша. Однако если такие приемы не работают, длительный крик младенца не должен провоцировать родителей на резкие укачивающие движения.

Необходимо обратиться к педиатру, так как за длительным криком может скрываться патология различных систем и органов.

Но не стоит также переходить в крайности и обращаться с ребенком как с редкой хрустальной вазой.

Во всем важна «золотая середина». А нежные, теплые и любящие прикосновения родителей помогут малышу на его пути к достижению новых вершин.

letidor.ru

Осторожно — мозг!

Джонатан Дарт (Jonathan Dart) и Сэра Камберлэнд (Sarah Cumberland) рассказывают о форме жестокого обращения с детьми, которая не сразу распознается, но может иметь страшные последствия. При отсутствии лечения австралийские врачи пытаются улучшить диагностирование и соглашаются с тем, что основное внимание необходимо уделять предупреждению.

Выпуск 87, номер 5, май 2009 г.

Сценарий слишком хорошо знаком. Младенца, страдающего от конвульсий, рвоты, возбудимости и сонливости, привозят в Детскую больницу Сиднея, Австралия. У ребенка нет очевидных травм, а у его матери нет каких-либо объяснений симптомов.

Осматривающий ребенка врач может подумать, что у него вирус. Но при более тщательном осмотре могут быть найдены трудноуловимые признаки скрытых травм, таких как ушибы, кровоизлияния в сетчатку или переломы ребер и других костей. С помощью таких тестов, как компьютерная томография, также можно обнаружить признаки травмы.

При отсутствии медицинских объяснений таких травм ребенок будет признан возможной жертвой «синдрома встряхнутого ребенка» — формы жестокого обращения с детьми, заключающейся в сильном встряхивании ребенка грудного возраста.

Термин «синдром встряхнутого ребенка» был введен в обращение в 1970-х годах, но более не используется в Детской больнице Сиднея, несмотря на то, что до сих пор широко используется педиатрами. Чаще используются такие термины, как травма головы в результате жестокого обращения или нанесенное травматическое повреждение мозга.

Согласно д-ру Кайэрэну Морэн (Kieran Moran), судебному педиатру Детской больницы в Сиднее, дети становятся жертвой сильного встряхивания, главным образом, в течение первого года жизни, так как в это время они часто безутешно плачут, а их родители и лица, осуществляющие уход за ними, выходят из себя. Действительно, число травм головы в результате жестокого обращения достигает пика у детей в возрасте от шести до восьми недель — в этом возрасте они плачут больше всего.

Врачи говорят, что мозг совсем маленьких детей имеет консистенцию незастывшего желе. Силы быстрого ускорения-замедления при сильном встряхивании могут причинить мозговым тканям и кровеносным сосудам гораздо больше вреда, чем непосредственный удар головы при падении с небольшой высоты. «Кажется, что встряхивание в наименьшей степени может причинить вред, но в действительности дело обстоит иначе, — говорит Морэн. — Младенцы особенно уязвимы из-за мягкости мозга и неразвитых мышц шеи».

Исследования, проводимые с конца 1970-х гг. в Соединенных Штатах Америки, показывают, что 13%-30% младенцев, у которых диагностирована травма головы в результате жестокого обращения, умирает в результате причиненных им повреждений, в то время как у многих выживших детей остаются длительные нарушения различной степени тяжести, включая проблемы в обучении и поведении, слепоту, конвульсии и паралич.

«У выживших жертв обычно бывают ужасные последствия. Даже в более легких случаях дети часто испытывают трудности в обучении и имеют проблемы с концентрацией. Всем этим пациентам необходимо длительное врачебное наблюдение», — говорит Морэн.

В австралийском штате Новый Южный Уэльс (НЮУ) дети, у которых подозревается перенесенная травма головы в результате жестокого обращения, направляются в главную педиатрическую больницу, где проводится расследование с участием судебного педиатра. В прошлом месяце сотрудники Министерства здравоохранения НЮУ работали над окончательным вариантом новых руководящих принципов по диагностированию и ведению таких случаев. Это руководство включает способы распознавания преднамеренных травм головы и вопросы, которые врачи должны задавать лицам, осуществляющим уход за детьми.

«Лучшая подготовка врачей в распознавании настораживающих признаков будет способствовать более раннему выявлению и, следовательно, возможному предотвращению самых тяжелых последствий», — говорит Морэн, принимавший участие в разработке руководящих принципов.

В НЮУ, с населением немногим менее семи миллионов человек, виновные в нанесении детям травм головы в результате жестокого обращения привлекаются к ответственности менее чем в половине всех известных случаев. «Обычно бывает сложно найти свидетеля жестокого обращения, — говорит д-р Аманда Стивенз (Amanda Stephens), которая работает над докторской диссертацией на эту тему в Университете Сиднея. — А там, где подозревается один из родителей … получить признание [вины] бывает трудно».

Итак, в связи с тем, что привлечение к ответственности — или угроза такого привлечения — не является эффективным сдерживающим средством и с учетом таких плохих прогнозов, основное внимание необходимо сосредоточить на предупреждении. «Слишком поздно вмешиваться тогда, когда ребенка уже встряхивали или допустили жестокое обращение с ним в области головы, — говорит Стивенз. — Необходимо вмешиваться до того, как все это случится, необходимо выявлять детей из группы риска. Это необязательно означает, что таких детей необходимо забирать у родителей, но это означает разработку действительно интенсивных программ по обеспечению ненанесения вреда ребенку. Это также относится к более широкой политике — урегулированию вопросов, касающихся нищеты, наркомании и т. д.».

В некоторых странах усилия по первичному предупреждению оказались успешными в информировании родителей об опасностях сильного встряхивания детей грудного возраста и обеспечении их методиками относительно того, как справляться с плачущими младенцами. Такие социальные программы нацелены на наиболее вероятных субъектов этого типа жестокого обращения. Исследования в Австралии, Канаде и США показали, что примерно в 45% случаев ответственность за травмы головы детей в результате жестокого обращения лежала на биологических отцах, 25% — на партнерах матерей, 15% — на матерях и 15% — на воспитателях и нянях.

В 2004 г. в Австралии Департамент общественных служб, правительственная организация НЮУ, ответственная за ранние семейные вмешательства, разработал «Программы по обеспечению более светлого будущего» для поддержки и обучения входящих в группу риска людей, недавно ставших родителями, особенно отцов.

По данным исследования, опубликованного в «Pediatrics» в апреле 2005 года, в США число травм головы, причиненных детям грудного возраста в результате жестокого обращения, было снижено за трехлетний период на 47% после внедрения в штате Нью-Йорк программы по обучению родителей на уровне больниц. В эту программу входило распространение среди родителей простого информационного одностраничного буклета, демонстрация 11-минутного видеофильма и получение от родителей подтверждения того, что они получили и поняли эти материалы. Эта программа стоила менее 10 долларов США на одного ребенка грудного возраста, а на ее проведение требовалось менее 15 минут.

«Это исследование показывает, что по сравнению с расходами на первоначальную госпитализацию и продолжающееся лечение [встряхнутого ребенка], которые, в среднем, могут достигать почти 300 000 долларов США, такая небольшая инвестиция времени и денег может действительно изменить ситуацию», — говорит д-р Марк С. Диас (Mark S Dias), детский нейрохирург Медицинского центра им. Милтона С. Херши при Государственном университете Пенсильвании (Penn State Milton S Hershey Medical Center), США, и ведущий автор исследования в штате Нью-Йорк.

По результатам исследований Медицинского факультета Университета Северной Каролины (University of North Carolina School of Medicine), Чапел-Хилл, США, можно заключить, что программы по обучению родителей должны быть предусмотрены во всем мире. Результаты опросов родителей в странах с низким и средним уровнем дохода позволяют предположить, что некоторые из них используют встряхивание в качестве своего рода наказания, не осознавая серьезных последствий этого. «По сообщениям, число случаев встряхивания детей раннего возраста в десять и более раз превышает аналогичный показатель в странах с высоким уровнем дохода, при более высоких показателях в городских трущобах, — говорит д-р Дезмонд К. Раниян. — Если, как мы полагаем, это связано с синдромом встряхнутого ребенка, то этим можно объяснить значительную часть случаев смерти детей, задержки развития и трудностей в обучении в странах с низким и средним уровнем дохода».

www.who.int