Туберкулез у студентов медицинских вузов

25.03.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Коллекция гуманитарных исследований

УДК: 37.015.3:616.24

bbk: 74.024:55.4

ПЕДАГОГИКА ВО ФТИЗИАТРИИ: ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ

Представлен тридцатилетний опыт инноваций обучения фтизиатрии на кафедре фтизиопульмонологии КГМУ. Показано, что основой интерактивных методов обучения должна стать самостоятельная работа студентов в учебное и во внеучебное время, в условиях демократического стиля педагогического общения.

Фтизиатрия, интерактивное обучение, тренинг, коучинг, кейс-метод, деловые игры.

Постиндустриальный этап общественного развития выдвигает ряд проблем, требующих решений в разных сферах человеческой деятельности и, прежде всего, во фтизиатрии — разделе медицины, направленном на избавление общества от туберкулеза. Несмотря на большие научные достижения, туберкулез продолжает нести угрозу для человечества, и его ликвидация требует напряженных усилий фтизиатров и всей медицинской общественности. Между тем в последние годы престиж профессии фтизиатра, неуклонно падает, кадры специалистов стареют, а приток молодых врачей не обеспечивает современные потребности здравоохранения.

Одним из путей решения этой проблемы является правильное воспитание студентов в медицинских вузах, прежде всего на кафедрах и курсах фтизиатрии. Известно, что основной целью воспитательной деятельности является максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую реализации их интеллектуального, морального, творческого и физического потенциала. Традиционный тезис о единстве воспитания и обучения раскрывается в целостном педагогическом процессе, состоящем из преподавания и воспитания. Наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, педагогика, имеет дело с опытом творческой деятельности и анализом эмоционально-ценностного отношения обучаемого к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором, по образному выражению А. Дистервега воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».

Современный подход к процессу организации воспитательной работы направлен на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитательного процесса и сориентирован на высокий уровень индивидуальной работы, обеспечивающей формирование ценностей в системе «человек — общество — природа».

Цель настоящего исследования — реализация основного принципа педагогики — воспитание через образование путем индивидуального подхода в обучении фтизиатрии.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили методические разработки кафедры: рабочие программы, учебные пособия и контролирующий аппарат на цифровых носителях. Методологической основой работы явились теория познания, психологическая теория активной деятельности студента в формировании и развитии его личности; общенаучные методы — анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии — непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности студентов в медицинском вузе.

Полученные результаты и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что успех индивидуального обучения и воспитания зависит от хорошо разработанной рабочей программы, с предложениями по совершенствованию которой, кафедра неоднократно выступала в центральной печати [4,7,15]. Последняя рабочая программа кафедры разработана с учётом Федеральных обучающих стандартов и содержит необходимое количество современных интерактивных методик, а сотрудники не только ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации преподавателей, но и приобретают дополнительное высшее педагогическое образование, овладевают иностранным языком на уровне, который позволяет не только реферировать зарубежную литературу, но читать лекции, вести занятия с использованием языка-посредника [14].

Реализация любой, даже самой эффективной учебной программы по фтизиатрии невозможна без совершенствования адаптации студентов в условиях противотуберкулезной клиники, причем по нашим данным, важным средством их адаптации является правильно организованная и поддерживаемая коучингом самостоятельная работа, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время [3]. Дидактическая воспитательная ценность самостоятельной работы студентов заключается в показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, что заставляет их проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи [5].

Важным воспитательным приемом оказывается формирование умения работать с имеющейся информацией, проводить поиск необходимого материала, систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, выделять в изучаемом источнике литературы информационный центр, а также свертывать информацию путем исключения избыточной. Для этого на кафедре разработано и издано специальное пособие. С его помощью студенты учатся составлять разные типы конспектов (смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения [8].

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Мотивация к самообучению связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью к признанию и самовыражению. Она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу).

Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообучения внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Приоритет личной мотивации делает необходимым определение цели обучения. Когда все подчинено этой цели, личностно-ориентированная система работает хорошо. Она позволяет обучающемуся активно участвовать в процессе создания программы обучения. При изучении медицинской диагностики можно говорить о сознательном обучении, когда обучаемые не воспринимают материал в виде готовых данных, а участвуют в интерактивном объяснении, используя логику.

Известно, что прочность запоминания в форме логических структур выше, чем при получении фрагментарных, разрозненных знаний. Поэтому на кафедре разработана визуальная модель диагностического процесса, где для большей наглядности информационное взаимодействия биологических объектов, в частности, врача и больного, представлено в виде структуры управления специфически организованными формами движения материи с учетом механизмов реализации программ развития и функционирования мозга человека, процесса синтеза информации, иерархии этого процесса [9].

Легко воспринимается студентами и обладает воспитательным потенциалом гипотетическая схема распознавания образа болезни, разработанная на кафедре и построенная на принципах, выработанных гештальт-психологами при изучении процесса восприятия информации, когда последовательное применение различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации приводит к совпадению этих структур и наступает момент инсайта, понимания.

Схематически это выглядит в виде информационных полей врача и больного, (пересекающихся кругов Эйлера). Работа врача с больным приводит к концентрации специфической информации в пределах сфер и секторов, обращённых друг к другу за счёт фиксации внимания обоих на одном и том же предмете — сущности болезни. Применение логики облегчает понимание диагностического процесса и снижает нагрузку на память. При решении диагностических задач важно дать возможность студенту самостоятельно принимать решения, так как самостоятельно сделанный выбор способствует внутренней мотивации и лучшему запоминанию. Для этой цели нами применяются тренинговые практики в решении реальных клинических задач по интерпретации рентгенограмм и коучинг в ходе курации больных, а также кейс-методики для клинических разборов сложных больных, где нет одного, единственно правильного ответа, а есть несколько возможных подходов. При этом мы имеем дело с самореализацией, которая, наряду с удовольствием от выполненного задания, является основой мотивации [13].

Важную роль в ходе кейс-методик — клинических разборов сложных больных играет наглядность. Образ преподавателя-клинициста, интенсивно работающего вместе со студентами над решением неизвестной ему практической задачи, имеет огромное воспитательное значение. Подобная методика работает безотказно при обучении студентов-медиков и специализирующихся врачей. С приобретением врачебного опыта предметная наглядность (больные) уступает место символической наглядности (материалы обследования, рентгенограммы). Сочетание обоих видов наглядности увеличивает эффективность обучения в несколько раз [12].

Следует отметить тот факт, что долговременная память у взрослых людей развита лучше, чем кратковременная, поэтому на кафедре используются приемы тренинга, позволяющие закрепить информацию на долгое время (это касается в первую очередь диагностической информации), и тем самым повысить мотивацию. К этим приемам следует отнести, в первую очередь, повторную работу с пакетами рентгенограмм через определенные промежутки времени, которые просчитаны с учетом работы памяти. Работа обучаемых в реальных клинических условиях формирует у них ответственность, повышает самооценку. Еще один вид памяти – комбинационная, которая позволяет систематизировать знания, генерировать что-то новое и сопоставлять его с уже известным в ходе работы тематическими больными по методике коучинга [11].

Прочность запоминания связана также с интересом. С одной стороны, интерес и есть мотивация (легко учится то, что интересно), с другой стороны, нравится то, что хорошо получается. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. Однако, даже эмоциональность должна проверяться целесообразностью: например, насколько реальны и жизненны ситуации, в которых отрабатываются полученные знания, поэтому вся работа в клинике строится на конкретных больных, и в отдельных случаях используются деловые игры [16].

Деловая игра как способ обучения руководящего состава различных уровней общеизвестна и эффективна. Особенности использования деловых игр в формировании компетенций у врачей и студентов-медиков в области организации профилактики туберкулеза не вполне изучены. Под деловой игрой сегодня понимают метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Воспитывающее значение деловых игр в обучении трудно переоценить.

Применительно к обучению по современным образовательным стандартам целесообразно использование деловых игр проблемной направленности, позволяющих студенту через драматизацию сюжета глубже вникнуть в изучаемый материал, пропустить его через себя, реализовать свободу личности через свое воображение. В игре он может вести себя так, как видит в роли своего персонажа, вступать в дискуссии, увлекаться игрой, «проживая» чужие судьбы, имитировать характеры и ситуации, проявлять собственную активность, усваивать социальные установки при вступлении в двойственные отношения (игровых персонажей и людей как личностей) со специалистами разных областей медицины.

При разработке деловых игр для формирования компетенции студентов в области организации медицинской профилактики туберкулеза кафедра следует целому ряду требований. Во-первых, деловая игра — это интерактивный способ обучения, где каждый студент принимает непосредственное участие в решении конкретных задач, возникающих в ходе работы и имеющих обычный или проблемный характер, для решения которых требуется не только владение информацией по конкретному вопросу, но и навыки мозгового штурма, использование известных обучаемому алгоритмов, умение работать в команде. Игра активизирует известные и забытые знания, и в этом смысле игрок подобен человеку, изучающему иностранный язык и пытающемуся в потоке разговора не только следить за нитью беседы, но быстро и к месту находить иностранный эквивалент той мысли, которую следует высказать. Психология этого процесса должна быть принята во внимание при составлении деловой игры в первую очередь. В то же время в психологической науке пока отсутствуют теоретические представления о процессах общения, достаточные для описания полной ориентировочной основы деятельности, положенной в основу имитационной модели. Однако, именно та или иная деятельность в конкретной предметной области знания легче поддаётся рефлексии и моделированию и в действительности в конструкцию деловых игр закладываются те реальные модельные представления (часто математические модели) об экономических и социальных процессах, которые существуют в современной науке [2]. Во-вторых — деловая игра проблемной направленности строится на вполне реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Во время её составления необходимо поставить конкретную цель и пути ее достижения. При этом моделируется такой сценарий, в котором предусматриваются варианты решения задач и выделяются главные пути достижения цели. Общий алгоритм игры представляется схематически и должен быть подробно описан и проработан преподавателем перед каждой игрой. В каждом случае сценарий пропускается через сознание, дополняется новой информацией из авторитетных источников по канонам доказательной медицины, используется рефлексия и критический анализ новых знаний. В результате «разыгрывания» этой ситуации, то есть выполнения согласованных и обусловленных данной ситуацией действий участников игры, должно быть принято компетентное решение, позволяющее наиболее рационально решить возникшую проблему в профессиональной сфере. Это необходимо учитывать при разработке сценария, структура которого должна быть подчинена общему алгоритму, позволяющему достигнуть нужной цели кратчайшим путем. Мы считаем обязательным знакомство всех участников игры с готовым сценарием, и, хотя в нём отражены возможные решения возникающих ситуаций, это не исключает принятия студентами собственных решений, которые могут оказаться более продуктивными, чем известные.

Эффективное использование интерактивных методик требует демократического стиля педагогического общения, при котором, в отличие от авторитарного и попустительского, преподаватель выступает в роли консультанта, заинтересованного в формировании у студента профессиональных компетенций. Это развивает у участников группы уверенность в себе, стимулирует самоуправление, нормализует общение и повышает доверительные взаимоотношения в группе [10]. Следовательно, обучение становится мотивирующим, если цели обучаемого учтены, применяемые приёмы эффективны, а сам процесс обучения приятен.

Таким образом, воспитание через образование может реализоваться путём использования интерактивных методов обучения во фтизиатрии, а его эффективность определяется правильно организованной самостоятельной работой студентов. Использование новых методов требует правильной организации учебного процесса, воспитательное значение которого позволяет надеяться на улучшение работы будущих врачей по выявлению и профилактике туберкулеза в общей лечебной сети. Подтверждением этому является рост числа студентов, желающих заниматься научно-исследовательской работой в области фтизиатрии, и появление молодых врачей в стенах противотуберкулезного диспансера в последние годы.

Сведения об авторах

ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью

j-chr.com

На главную страницу

Проект USAID Победим Туберкулез поделился(-ась) альбомом.

Студентам медицинских вузов Кыргызстана передали новый учебник по фтизиатрии

Elena Bayalinova добавила 18 новых фото в альбом «Презентация учебника по фтизиатрии».

8 февраля 2018 года в Республиканской научной медицинской библиотеке Министерство здравоохранения Кыргызстана, Министерство образования и Агентство по международному развитию США провели официальную церемонию по случаю передачи нового учебника по фтизиатрии для студентов медицинских ВУЗов, где был представлен результат многотрудного научного обобщения современных данных о туберкулезе, его диагностике и лечению. К участию в мероприятии были приглашены руководители министерства здравоохранения и образования КР, директор миссии USAID в КР г-жа Кимберли Розен, студенты медицинских вузов, партнёрские организации и многие другие гости.

До сих пор медицинские ВУЗы Кыргызстана использовали для изучения туберкулеза (ТБ) российский учебник. Поскольку в нем содержались главным образом показатели, относящиеся к российскому контексту, включая ссылки на систему здравоохранения Российской Федерации, его применение в Кыргызстане для выявления и лечения туберкулеза было ограниченным.

Для решения этой проблемы в течение последних трех лет миссия USAID в Кыргызстане поддержала разработку нового учебника с целью сделать ее содержание актуальным для контекста Кыргызстана и Центральной Азии. Впервые студенты-медики узнают информацию об этой инфекционной болезни характерную для их страны.

Книга была также разработана таким образом, чтобы ее содержание соответствовало рекомендациям Всемирной организации здравоохранения по вопросам, касающимся выявления, диагностики, контроля и лечения туберкулеза.

Книга была напечатана в городе Бишкек в количестве 2200 экземпляров. Учебник будет распространен среди шести медицинских и образовательных учреждений, среди которых Кыргызская Государственная Медицинская Академия, Кыргызско-Росси йский Славянский Университет, Ошский Государственный Университет, Кыргызский Государственный Медицинский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации и Научная Медицинская Библиотека Министерства здравоохранения .

В партнерстве с различными экспертами в области ТБ, в том числе специалистами проекта USAID «Победим Туберкулез» над созданием учебника работало три автора. Первый автор – д-р Гогбогарам Цогт, эксперт по борьбе с туберкулезом в Центральной Азии из Монголии и лауреат премии «Общественное Здравоохранение » Международного союза против туберкулеза и болезней легких. Вторым автором является д-р Тулеген Чубаков из Кыргызской Республики. Д-р Т.Чубаков является ректором Кыргызского Государственног о Медицинского Института переподготовки и повышения квалификации. Третьим автором стал д-р Абдуллаат Кадыров, также из Кыргызстана, который является директором Национального центра фтизиатрии и почетным профессором Национального центра проблем туберкулеза Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Несмотря на улучшение ключевых показателей по ТБ, таких как заболеваемость и смертность, ТБ остается эпидемией, которой ежегодно заражается 5500 новых пациентов и которая убивает около 400 больных ТБ. Соединенные Штаты сотрудничают с правительствами и различными заинтересованны ми сторонами в борьбе с этим смертоносным инфекционным заболеванием во всем регионе. В Кыргызской Республике совместные усилия USAID и Правительства Кыргызстана ограничили распространение болезни путем модернизации лабораторий, внедрения новых моделей лечения, социальной поддержки пациентов и реформирования системы здравоохранения для улучшения услуг по борьбе с туберкулезом.

m.facebook.com

Характеристика туберкулеза и его выявление у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Корецкая Н.М., Большакова И.А.,

Текст научной работы на тему «Характеристика туберкулеза и его выявление у студентов медицинского вуза»

Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №2, 2011 том 13

ХАРАКТЕРИСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА И ЕГО ВЫЯВЛЕНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Корецкая Н.М., Большакова И.А.

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, кафедра туберкулеза с курсом ПО, г.Красноярск

Студентов медицинских вузов рассматривают как самостоятельную группу риска по заболеванию туберкулезом, так как практические занятия проходят в медицинских учреждениях, производственная среда которых контаминирована микобактериями туберкулеза (МБТ) и в период обучения в этих учебных заведениях значительная часть обучающихся инфицируется МБТ, а некоторые из них затем заболевают туберкулезом . В этой связи вопросы выявления и профилактики туберкулеза среди данной категории населения представляют актуальную проблему.

Цель работы: анализ выявления, клинической структуры, характеристики туберкулеза у студентов Красноярского медицинского университета (КрасГМУ).

Изучено 94 случая впервые диагностированного туберкулеза у студентов КрасГМУ за 1987 — 2010 гг. Анализировались пути выявления заболевания; структура и характеристика клинических форм процесса, проведенное лечение и его эффективность.

Работа по своевременному выявлению туберкулеза среди студентов КрасГМУ на кафедре туберкулеза проводится постоянно. Проверочное флюорографическое обследование (ПФЛГО) выполняется передвижным флюорографом, предоставляемым ежегодно Красноярским краевым противотуберкулезным диспансером № 2 в весенний период времени. Среди заболевших туберкулезом студентов мужчин было 39,4%, женщин — 60,6%, т.е. их соотношение составило 1:1,5, что связано с более высоким удельным весом лиц женского пола среди обучающихся. Большая часть заболевших (74,3%) была в возрасте 21-30 лет, и лишь 26,7% — до 20 лет. По факультетам студенты распределялись следующим образом: на лечебном зарегистрировано 64 больных (68,1%), на педиатрическом — 17 (18,1%), на стоматологическом — 12 (12,7%), ВСО — 1 (1,1%).

Туберкулез развился на 1-11 курсах лишь в 13,9%; на Ш-ГУ — 57,4%, У-У — 38,7%. Следовательно, более чем в половине случаев заболевание возникло, когда начиналась непосредственная работа студентов с больными в клиниках, что доказывает возможность инфицирования МБТ и развития заболевания в дальнейшем. Обращает на себя внимание сезонность заболевания: весной выявлено наибольшее количество больных — 61,7%; значительно меньшее, — осенью — 16,0%, зимой — 12,8% и летом — 9,5%. Наиболее высокий удельный вес заболевших в весенний период связан еще и с тем, что именно в это время проводится ПФЛГО студентам.

Наличие контакта по месту работы отмечено у 4,2% студентов: они имели среднее специальное медицинское образование и сочетали учебу с работой. В семьях проживало 63,9%, в общежитии — 30,8%, на съемных квартирах — 5,3%. Более половины больных (58,5%) были выявлены при ПФЛГО, что подчеркивает важность регулярного проведения этого обследования студентам медицинских ВУЗов, как имеющим повышенный риск заболевания туберкулезом. Наибольший удельный вес в структуре заболевших имел инфильтративный туберкулез (65,9%). Осложнения туберкулеза в виде легочного кровотечения наблюдалось в 7,4%, экссудативного плеврита — в 3,2%. Преобладали ограниченные одним-двумя сегментами процессы (80,0%). Деструкция легочной ткани констатирована в 37,6%, бактериовыделение — в 40,0% случаев, то есть почти половина больных представляли эпидемиологическую опасность для окружающих. Всем больным проводилась этиотропная химиотерапия с учетом чувствительности МБТ к антибактериальным препаратам, патогенетическая терапия, а в случае необходимости — хирургическое лечение. У всех заболевших констатировано клиническое излечение, и они продолжили обучение в КрасГМУ.

Таким образом, у большинства студентов туберкулез развился после начала обучения на клинических кафедрах, где студенты, возможно, имели контакт с больными туберкулезом, что позволяет расценивать обучение в медицинском ВУЗе как фактор риска первичного инфицирования МБТ и развития заболевания туберкулезом, доказательством чего является и наличие в структуре заболеваемости первичного туберкулезного комплекса (4,2%).

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

cyberleninka.ru

Выявление и профилактика туберкулеза у студентов медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Корецкая Н. М., Большакова И. А.

Проанализировано 46 случаев заболевания туберкулезом органов дыхания студентов Красноярской медицинской академии за 1990-2007 гг. Показано, что обучение в медицинском вузе можно расценивать как фактор риска первичного инфицирования микобактериями туберкулеза , а в последующем и развития заболевания. Обоснована необходимость проведения специфической профилактики (ревакцинации БЦЖ) студентам медицинских вузов , особенно в период эпидемиологического неблагополучия.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Корецкая Н.М., Большакова И.А.,

REVELATION AND PROPHYLAXIS OF tuberculosis IN STUDENTS OF MEDICAL ACDEMY

46 cases of respiratory apparatus tuberculosis in students of Krasnoyarsk state medical academy in the period from 1990 to 2007 were analyzed. It was revealed, that study in medical academy can be a risk factor of primary infection of microbacterium of tuberculosis and further development of disease. The necessity of specific prophylaxis (revaccination BCG) of medical academy students especially in the period of epidemiological trouble is well-founded.

Текст научной работы на тему «Выявление и профилактика туберкулеза у студентов медицинской академии»

© КОРЕЦКАЯ Н.М., БОЛЬШАКОВА И.А.

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Н.М. Корецкая, И.А. Большакова Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор — д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра туберкулеза с курсом ПО, зав. — д.м.н., проф. Н.М. Корецкая.

Резюме. Проанализировано 46 случаев заболевания туберкулезом органов дыхания студентов Красноярской медицинской академии за 1990-2007 гг. Показано, что обучение в медицинском вузе можно расценивать как фактор риска первичного инфицирования микобактериями туберкулеза, а в последующем и развития заболевания. Обоснована необходимость проведения специфической профилактики (ревакцинации БЦЖ) студентам медицинских вузов, особенно в период эпидемиологического неблагополучия.

Ключевые слова: туберкулез, студенты медицинских ВУЗов, туберкулиновая чувствительность, специфическая профилактика.

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в большинстве регионов России, в том числе и в Красноярском крае, остается напряженной; особо значима и проблема туберкулеза у медицинских работников, по роду своей профессиональной деятельности являющихся не только одним из наиболее уязвимых контингентов в плане возникновения заболевания, но и представляющих эпидемиологическую опасность для своих пациентов и коллег в случае его развития [1,4]. Последнее в полной мере относится и к студентам медицинских вузов, рассматриваемых как самостоятельная группа риска заболевания туберкулезом [2], в связи с чем вопросы выявления и профилактики туберкулеза среди этой категории населения представляют актуальную проблему.

Работа по своевременному выявлению туберкулеза среди студентов КрасГМА на кафедре туберкулеза проводится постоянно. В настоящее время проверочное флюорографическое обследование (ПФЛГО) выполнялась пере-

движным флюорографом, предоставляемым ежегодно Красноярским краевым противотуберкулезным диспансером № 2 в весенний период времени.

Целью работы явился анализ 46 случаев заболевания туберкулезом органов дыхания студентов медицинской академии за 1990-2007 гг., а также обоснование необходимости проведения специфической профилактики туберкулеза среди обучающихся в КрасГМА.

Материалы и методы В исследование включены 46 студентов медицинской академии с впервые установленным туберкулезом органов дыхания за 17-летний период. Анализировались пути выявления заболевания; сроки, прошедшие с момента предыдущего флюорообследования; структура и характеристика клинических форм туберкулезного процесса, характер сопутствующей патологии, использованное лечение и его эффективность.

Характер туберкулиновой чувствительности изучался по пробе Манту с 2ТЕ ППД-Л у 636 студентов, обучавшихся на V курсе лечебного и педиатрического факультетов КрасГМА в 2005-2007 гг.

Результаты и обсуждение Как показали результаты исследования, среди заболевших — мужчин было 41,3%, женщин — 58,7%. Следовательно, их соотношение их составило 1:1,4, что значительно отличается от средне краевого показателя, равного 2:1. Большая часть заболевших (76,1%) была в возрасте 21-30 лет, 19,6% — до 20 и лишь 4,3% — в возрасте 31-40.

По факультетам студенты распределялись следующим образом: на лечебном зарегистрировано 29 (63,0%) больных, на педиатрическом — 9 (19,6%), на стоматологическом — 7 (15,2%), высшее сестринское образование (ВСО) — 1 (2,2%). Туберкулез развился на ЬП курсах лишь в 17,4%; на Ш-^ — 52,2%. Как видно, заболевание развилось, когда начиналась непосредственная работа студентов с больными в клиниках, что доказывает возможность инфицирования микобактериями туберкулеза (МБТ) и развития заболевания в дальнейшем. Обращает на себя внимание сезонность заболевания: весной отмечено наибольшее

количество больных (80,4%); значительно меньшее, — зимой (10,9%) и осенью -(8,7%).

Наличие контакта по месту работы установлено в 10,9% у заболевших. Все они имели среднее специальное медицинское образование и сочетали учебу с работой. В семьях проживало 52,2%, остальные (47,8%) — в общежитии.

Более половины больных (56,5%) были выявлены при обращении к врачу, при ПФЛГО — 43,5% (табл. 1). Анализ сроков флюорообследования, предшествующего обнаружению заболевания, показал, что в 6,5% случаев он составлял до 6 месяцев, в 34,8% — до 1 года, в 39,1% — до 2-х и в 19,6% — 2-х и более лет. Итак, в 58,7% случаев были нарушены его декретированные сроки, что требует осуществления более строгого контроля со стороны деканатов за прохождением студентами флюорообследования.

Как видно из данных таблицы 1, наибольший удельный вес в структуре заболевших имел инфильтративный туберкулез (52,1%), у одного студента, -сопровождался туберкулезом бронха. Следует отметить, что в 6,5% случаев имела место такая тяжелая форма туберкулезного процесса как казеозная пневмония, которая у 2-х студентов была осложнена легочным кровотечением, а у одного — констатирована запущенная форма туберкулезного процесса.

Анализ характеристики туберкулезного процесса в легких, имевшего место у 43 пациентов, показал, что преобладали ограниченные (1-2 сегмента) процессы — в 60,5%, тогда как распространенные (доля и более) — в 39,5%. Деструкция легочной ткани констатирована в 50,0%, бактериовыделение — в 54,6% случаев.

Медико-биологические факторы риска развития туберкулеза (хронические неспецифические заболевания легких, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки) установлены у каждого третьего заболевшего.

Всем больным осуществлялась этиотропная химиотерапия с учетом чувствительности МБТ к антибактериальным препаратам, патогенетическая терапия, а в случае необходимости — хирургическое лечение. Прооперированы были в 17,4% случаев: бисегментарная резекция — в 10,9% (в одном случае в сочета-

нии с торакопластикой), лобэктомия — 2,2%, диагностическая торакотомия с биопсией плевры — 4,3%. Осложнений в послеоперационный период не наблюдалось. Санаторно-курортное лечение пациенты получили в 10,9% случаев. У всех заболевших констатировано клиническое излечение, и они продолжили обучение в медицинской академии.

На основании полученных результатов, мы установили, что у большинства студентов туберкулез развился после начала обучения на клинических кафедрах, где студенты, возможно, имели контакт с пациентами туберкулезом. Данный факт позволил нам расценивать обучение в медицинском ВУЗе как фактор риска первичного инфицирования МБТ и развития заболевания туберкулезом, что требует проведения специфической профилактики (ревакцинации БЦЖ), особенно в период эпидемиологического неблагополучия.

Проведенное в этой связи изучение характера туберкулиновой чувствительности по пробе Манту с 2ТЕ ППД-Л у 636 студентов показало, что положительный результат имели 86,5±1,4%, при этом слабо положительная реакция регистрировалась в 15,4±1,4% случаев, средней интенсивности — 42,2±2,0%, выраженная — 28,9±1,8%. Гиперергические реакции имели место в 2,0±0,6% случаев. В дальнейшем все студенты были дообследованы, туберкулез не был выявлен ни в одном случае. Средний размер папулы составил 12,7±1,2мм. Сомнительная реакция зарегистрирована в 4,7±0,8% случаев, а отрицательная — в 8,8±1,1%.

В связи с тем, что возраст обучающихся на V курсе был не менее 21 года, то с момента последней ревакцинации (в том случае, если она была проведена в 14-летнем возрасте) прошло не менее 7 лет. Если же она выполнялась в 7летнем возрасте, этот период составил 14 лет. Исходя из этого, можно утверждать об угасании поствакцинального иммунитета у студентов V курса и считать, что 86,5% студентов инфицировано МБТ и лишь 8,8% — остаются неин-фицированными и не имеют иммунитета, а, следовательно, нуждаются в ревакцинации.

Таким образом, в период обучения в медицинском ВУЗе большая часть студентов инфицируется МБТ к моменту его окончания, а остальная часть выпускников, приходя на работу в лечебно-профилактические учреждения, остается неинфицированной и при контакте с больными туберкулезом имеет высокий риск инфицирования, который при определенных условиях может перейти в заболевание. В этой связи, а также с учетом напряженной эпидемиологической ситуации и наиболее высокой заболеваемостью туберкулезом медицинских работников молодого возраста, установленной нами ранее [3], считаем целесообразным осуществление ревакцинации неинфицированным МБТ студентам медицинских ВУЗов, как группе повышенного риска, несмотря на наличие приказа №229 МЗ РФ от 27.06.01 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям», согласно которому последняя ревакцинация должна осуществляться в 14-летнем возрасте.

REVELATION AND PROPHYLAXIS OF TUBERCULOSIS IN STUDENTS OF MEDICAL ACDEMY N.M. Koretskaya, I.A. Bolshakova Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij 46 cases of respiratory apparatus tuberculosis in students of Krasnoyarsk state medical academy in the period from 1990 to 2007 were analyzed. It was revealed, that study in medical academy can be a risk factor of primary infection of microbacterium of tuberculosis and further development of disease. The necessity of specific prophylaxis (revaccination BCG) of medical academy students especially in the period of epidemiological trouble is well-founded.

1. Валиев Р.Ш., Идиятуллина Г.А. Диагностика и лечение туберкулеза у работников здравоохранения / Нозокомиальная туберкулезная инфекция: сб. 1-й Рос. науч.-практ. конф. с межд. участием. — М., 2001. — С. 21-22.

2. Зиновьев И.П., Поздеев Н.В. Студенты учебных медицинских учреждений как самостоятельная группа риска заболевания туберкулезом //

Пробл. туберк. и болезн. легких. — 2007. — №9. — С. 11-12.

3. Корецкая Н.М., Большакова И.А., Горбач Н.А. Туберкулез у медицинских работников: современный взгляд на проблему. — Красноярск, 2005. — 250 с.

4. Эхте К.А. Влияние социальных факторов на заболеваемость туберкулезом медицинских работников на современном этапе: автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 2000. — 23 с.

Структура, характеристика клинических форм туберкулезного про-

цесса у заболевших студентов и пути его выявления

Структура клинических форм, характеристика процесса и пути его выявления Удельная структура

Клинические формы Первичный туберкулезный комплекс 2 4,4

Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов 1 2,2

Диссеминированная 2 4,4

Инфильтративная 24 52,1

Казеозная пневмония 3 6,5

Туберкулема 3 6,5

Фиброзно-кавернозный туберкулез 1 2,2

Характеристика процесса в легких Объем поражения легких 1-2 сегмента 26 60,5

доля и более доли 17 39,5

Фаза распада 22 50,0

Бактериовыделение 24 54,6

Пути выявления туберкулеза Проверочное флюорографическое обследование 20 43,5

cyberleninka.ru

Смотрите так же:

  • Таблетки для рассасывания при ангине с антибиотиком Доступные и эффективные таблетки, применяемые при заболеваниях горла Самая частая причина обращения к терапевту – это боль в горле. Чаще всего причиной боли является вирусное простудное заболевание, реже бактериальная […]
  • Что хорошо помогает от ангины детям Ангина у детей - профилактика и лчение ангины народными методами Что мы делаем в первую очередь, когда наш ребенок заболевает ангиной? Естественно, спешим к врачу, который расскажет о более эффективных и безопасных методах […]
  • На вич кровь с пальца или с вены Забор крови на ВИЧ Опубликовано 23.03.2017 04:21 ВИЧ-инфекция на сегодняшний день является одной из самых страшных и опасных болезней. Она поражает иммунную систему человека и если вовремя не выявить ее, то вирус может […]
  • Березовый деготь от простуды Березовый деготь от простуды Два раза в день полощите горло теплой соленой водой. Обычное полоскание предотвратит дальнейшее проникновение вируса. Это отличный метод профилактики. Несколько раз в день промывайте нос […]
  • Простуда у грудного ребенка лечение народными средствами Народные средства лечения простуды у детей до 2 лет Острые респираторные заболевания, вызванные инфекцией, обострения хронических нарушений дыхательных путей - это частые болезни. Заложником таких состояний становится […]
  • Протекание заболевания гепатита в Протекание заболевания гепатита в Производится перенаправление с сайта Всероссийской акции по тестированию на ВИЧ-инфекцию Авторизация Восстановление пароля Главная Гепатиты Последствия […]